Смерть в любви или вечность в одиночестве

Смерть в любви или вечность в одиночестве

В Театре на Юго-Западе прошла премьера спектакля «Средство Макропулоса». История о бессмертной певице, уставшей от вечной жизни, но безумно боявшейся умереть, стала бенефисом Карины Дымонт, тридцать лет отдавшей сцене. Стоит ли идти на постановку и на что надо обратить внимание – рассказываем в «Первое.Онлайн».
30 октября
17:15

Источник:

Спектакль рассказывает об известной артистке, уже триста лет выступавшей на публике. Жизнь ей пресытила – она безумно устала от любви, славы, людей. Тем не менее она, как и все люди, боится смерти. Потерявшая рецепт бессмертия, героиня пытается его вернуть и ради этого вмешивается в судебные тяжбы за поместье между наследниками бароном Прусом и Альбертом Грегором. С этого и начинается исповедь о цене бессмертия, праве на распоряжение вечной жизнью и личной драме роковой женщины.

Спектакль поставлен по пьесе Карела Чапека, который основной проблемой рассматривал как раз-таки проблему принудительного нестарения. Свои размышления об этом он излагал еще в 1918 году в статье «Философия и жизнь», а апофеозом стала пьеса «Средство Макропулоса» в 1922 году.

Однако режиссер Олег Леушин пересмотрел проблематику и акцентировал внимание на личной драме бессмертной героини. Эмилия Марти – это архетипичный образ femme fatale, возведенный в гиперболичную составляющую. Под ее очарование попадают все: мужчины и женщины, юноши и старики. Все желают героиню, но никто не хочет ее понять. За Эмилию умирают, мужчины готовы любыми средствами заполучить девушку и в этом проклятье героини. Она глубоко несчастна, и сама стремится к одиночеству.

Если говорить об игре актеров, то тут мнение неоднозначно. Конечно, основное внимание было приковано игрой Дымонт. Она затмевала остальной состав и это пошло даже на руку постановке. Молодой состав играл несколько гротескно, гиперболизировал эмоции и из-за этого все время уходил в комедийную составляющую. В комедии нет ничего плохого, но в постановке она проявлялась слишком резко, иногда даже не к месту. Действие словно не смогло грамотно интегрировать юмор и из-за этого он казался несколько чужеродным в постановке.

А вот сценография - свет, музыка, декорации - были использованы как нельзя грамотно. Мелодия акцентировала происходящую драму, свет обыгрывал накаляющуюся обстановку, а декорации в виде зеркал стали просто гениальным решением. Как отмечает режиссер Олег Леушин, зеркало для него – символ бесконечности, отражения человеческих жизней и, что особенно важно для постановки, бессмертия. Помимо зеркал на сцене не было ничего: ни мебели, ни каких-либо вещей - только актеры. И это опять же играло на руку – все внимание было сосредоточено на игре, артистах и их отражениях.

Еще одно грамотное решение, работающее на символику – инферно или души, в чьих смертях повинна героиня. Они – ее личные призраки прошлого, которые мертвым грузом лежат на совести Эмилии.

Учитывая, что «Средство Макропулоса» - это бенефис Карине Дымонт, то постановка выбрана удачно. Тридцать лет назад Дымонт начинала с нетленных «Ромео и Джульетты» - истории о любви и смерти. Сейчас же она сыграла в спектакле о вечной жизни без любви – и это придает отдельный смысл в контексте ее творчества.


Читайте также
17 апреля
15:00
130 лет со дня рождения актера Бориса Щукина
08 апреля
09:00
Кабаре «Гадюка»: история женщины, потерявшей все
06 апреля
10:00
«Разговоры после погребения» в La'Театр