О пагубности любопытства в спектакле "Трогать нельзя"

О пагубности любопытства в спектакле "Трогать нельзя"

Молодая супружеская пара снимает тихий, уединëнный домик на природе. Но по законам всех сюжетов, достойных внимания зрителя, в такой истории что-то должно выбиться из привычной колеи и пойти не по плану. Что же нарушит идиллию влюблëнных? История интригует и держит зрителя в напряжëнном внимании весь спектакль, а рзвязка сюжета настолько неожиданна, что переворачивает всё восприятие действия.
06 марта
04:35

Источник: Фото: Музей-Театр "Булгаковский дом"

3 марта в Музее-Театре «Булгаковский дом» состоялась комедия «Трогать нельзя» по пьесе современного автора Алексея Беклемышева. Роли исполняли актёры Смоленского государственного академического театра драмы имени А. С. Грибоедова. Режиссер – Алина Сорокина

Спектакль тонко, в непринуждённой, шуточной форме высмеивает человеческие пороки, пороки вечные и непереходящие, живущие столько, сколько будет существовать на земле человек. Такие как навязчивое и страстное, не дающее покоя любопытство; жажда славы и лёгкого обогащения. 

Неторопливость развития событий в сочетании с яркостью актëрской подачи держат зрителя на протяжении всего действия в состоянии заинтригованности и лëгкого нетерпения: а что же будет дальше? Здесь даже сюжет сам по себе работает на интригу. Начинающий писатель-фантаст (актер Николай Фарсонов) и его очаровательная спутница (актриса Марина Лукашова) снимают уединëнный домик у озера у таинственного хозяина (актёр Владимир Арбузов) , сдающего комнаты исключительно писателям и их музам. Влюблëные наслаждаются друг другом: в каждом их слове, в каждой интонации чувствуется присутствие великого счастья любви и упоение ею.

Всё происходящее так просто и понятно, что созерцателя не покидает чувство: вот-вот что-то выбьется из привычной колеи и нарушит всеобщую идиллию. Отдых на природе, рыбалка, непринуждённые беседы за чашечкой чая ласковыми летними вечерами, ленивые и сладкие грëзы о великом будущем - всё кажется таким ровным, спокойным, что зритель затаив дыхание ждëт этого переломного момента в действии. А он непременно должен быть - зритель это чувствует.

Чего стоит одна ярко выраженная индивидуальность героев: экспрессивная, пылающая, юная актриса МХАТа и порывистый, ищущий писатель. Всё в них так и дышит бойкой, звенящей жизнью и творчеством. Нет, с такими интересными натурами обязательно должно произойти что-то невероятное! И действительно происходит. Только не «что-то невероятное», а событие вполне логичное и закономерное для людей, у которых их горячечность и подвластность мимолëтным желанием затмевают разум и побуждают к необдуманным поступкам. 

Хозяин дома рассказывает молодым легенду о некой бесценной раритетной кукле, которую сам Кафка сто лет назад подарил немке и вложил туда записку. Эта кукла, с благоговейным трепетом передавалась из поколения в поколение. И вот она перед ними: стоит в футляре, неприкосновенная, словно святыня. В кукле до сих пор нетронутая записка, но никто и никогда не узнает, что в ней. Возможно ли вообразить, как безнадёжно раззадорено было любопытство супругов. Настойчивая и неистребимая мысль во что бы то ни стало достать эту записку, овладела ими.

Манящая, будоражащая перспектива будущей славы рисовалась влюблëнным, стоило только заполучить этот великий исторический экспонат. В итоге писатель со своей женой решают ночью тайно достать записку из куклы. Но смелой затее не суждено состояться: кукла ломается. Хозяин в ужасе и собирается звонить в полицию.

Супруги откупаются внушительной суммой (отдав свои последние деньги) и поспешно покидают дом. И, казалось бы, на этом всё - так бесславно, скучно законченная история? Если бы не злорадная улыбка, внезапно озарившая лицо убитого горем хозяина, как только за гостями закрылась дверь. Вот он, перелом, но не такой, каким представлял его зритель. В один момент переворачивается всё прежнее восприятие героев и понимание действия. Всё, что было на сцене до этого, предстаёт перед зрителем в новом свете. Хозяин дома, нравственный человек, обладающий тонкой душевной организацией, оказывается умелым притворщиком и матëрым авантюристом, который систематически наживается на молодых наивных парах (обязательно творческих, т.е. восприимчивых к таким же романтическим историям и легко подвластных чувствам).

История про куклу - плод изощрëнной фантазии, часть хорошо придуманного плана. А все переживания супругов по поводу записки кажутся смешны от своей изначальной бессмысленности, ведь зритель теперь ясно видит истинное положение дел. Грандиозные масштабы вмиг приобретают микроскопические размеры. 

И вот в чём удивительное своеобразие построения сюжета. Удовлетворено желание зрителя увидеть неожиданную, эффектную развязку. Но достигнут эффект в высшей степени интересным образом: зритель ожидал, что события разовьются, но уж точно не в таком русле. И это очень интересный, самобытный ход драматурга. 


Читайте также
25 апреля
15:15
В Театре Вахтангова состоялась премьера «Севильского цирюльника»
23 апреля
11:05
«Вахтанговский Практикум» представил спектакль о театральной публике
21 апреля
18:00
Спектакль «Клуб анонимных книгофобов»: как гопник Евгений стал лидером мнений