Переход от этого к тому: открытие нового сезона в Театре Романа Виктюка

Переход от этого к тому: открытие нового сезона в Театре Романа Виктюка

10 августа
13:15

Источник:

В субботу, 5 августа, настоящий «Пир» приоткрыл завесу тайны нового сезона на подмостках Театра Романа Виктюка. Премьера спектакля, ставшего первой работой Дениса Азарова, возглавившего театр после ухода Мастера, состоялась в 2021 году.

Спустя два года философия прошлого века, трагизм отечественной литературы и психология человека в водовороте истории по-прежнему объединяют на Стромынке полный зрительский зал.

1691661138_zdanieteatrajpg.jpg

Мой папа женился на моей маме в 1902 году, но меня родители произвели на свет только в конце декабря 1905 года, потому что папа непременно решил, что ребенок должен родиться на Новый год. Поэтому он рассчитал, что зачатие должно произойти именно первого апреля 1903 года, и только в этот день впервые подкатил к маме с вопросом о зачатии.

Мама так долго ждала этого момента, что страшно обрадовалась. Но папа, видимо, пребывал в таком хорошем настроении, что не удержался и сказал маме: «С первым апреля!». Мама страшно обиделась и в этот день не подпустила папу к себе. Пришлось ждать до следующего года.

1691662264_rasskazchikrazvoditrukamijpg.jpg

Этот спектакль, будто разделенный на две неравные части, свидетельствует о переходе автора «от этого к тому». Театр абсурда и скорчившиеся цирковые клоуны, скрючившаяся старуха с топором и незадачливый фокусник сменяются декорациями туманной лесной чащи.

Здесь же Даниил Хармс и Александр Введенский, Николай Олейников и Яков Друскин, состоящие в Объединении Реального Искусства (ОБЭРИУ), рассуждают о том, что не дает покою их сердцу, решают философские задачи и мечтают о высоком.

1691661322_fokusnikiengelsjpg.jpg

Мне не нравится, что я смертен,

Мне жалко, что я неточен.

Многим-многим лучше, поверьте,

Частица дня, единица ночи.

Мне жалко, что я не орел,

Перелетающий вершины-вершины,

Которому на ум взбрел

Человек, наблюдающий аршины.

Мы сядем с тобою, ветер,

На этот камушек смерти.

Мне жалко, что я не чаша,

Мне не нравится, что я не жалость.

Мне жалко, что я не роща,

Которая листьями вооружалась.

Мне трудно, что я с минутами,

Меня они страшно запутали.

1691661371_vlesusmotritnaverkhjpg.jpg

Герои не стесняются говорить о том, что их волнует. Жизнь и ожидание чуда, Бог и пространство времени, смерть и судьба человека, ставшего свидетелем страшного времени и нищенского существования многих мечтателей и талантливых литераторов. Как поступить, если без гроша в кармане у вас остается лишь талант и вера в лучшие времена? А когда не остается даже последнего, и приходится писать произведения в стол?

Не смея присоединиться к пиру, среди деревьев мелькают Александр Пушкин и Николай Гоголь с подносами в руках. Все же герои воедино — это и есть отечественное искусство. Самобытное, неповторимое и попросту различное. Однако всегда содержательное и философское.

1691661517_spushkinymigogolemjpg.jpg

Это ушло в это, а то ушло в то,

И нам неоткуда выйти и некуда прийти.

Это ушло в это. Мы спросили: «Где?».

Нам пропели: «Тут!».

Это вышло из тут. Что это? Это то.

Это есть то.

То есть это.

Тут есть это и то.

Тут ушло в это, это ушло в то,

А то ушло в тут.

Мы смотрели, но не видели.

А там стояли это и то.

1691661564_azarovjpg.jpg

Примечательно, что в театральной программе вы увидите актерский состав, преподнесенный в характерной форме. Заслуженный артист России Дмитрий Бозин играет не Даниила Хармса, он играет именно вместо Хармса. Это принципиально важно. В условиях трагической музыки, все нарастающей при приближении гибели, в условиях мрачности постановки в контрасте с ярким цирком абсурда различия уже не чувствуется.

Эстер Русакова — возлюбленная автора — парящий луч света в темных ветвях двадцатых и тридцатых годов прошлого века. Быть может, смысл жизни и есть в любви, человеческом созидании и свободном творчестве?

1691661576_bozinjpg.jpg

Среди гостей, в одной рубашке

Петров задумчиво стоял.

Молчали гости. Над камином

Рожок охотничий висел.

Часы таинственно молчали.

Плясал в камине огонек.

Петров задумчиво садился

На табуретку. Вдруг звонок

В прихожей бешено залился,

И щелкнул аглицкий замок.

Петров вскочил, и гости тоже.

Рожок охотничий трубит.

Петров кричит: «О Боже, Боже!»

И на пол падает, убит.

И гости мечутся и плачут.

Железный градусник трясут.

Через Петрова с криком скачут

И в двери страшный гроб несут.

И в гроб закупорив Петрова,

Уходят с криками: «Готово!».

1691661771_chashchaidevushkaszadijpg.jpg

Осознать величину творчества Даниила Хармса, как и философию ОБЭРИУ, отрицающих всю обыденность, повседневность и стройные ритмы четверостиший, еще только предстоит нашему современнику. Каким же образом творчество, ранее отвергаемое общественностью, внезапно стало нужно всем и каждому? И что мы, жители двадцать первого столетия, сможем в нем почерпнуть для себя?

Ответы для зрителя подготовил Театр Романа Виктюка при участии Дмитрия Бозина и Олега Исаева, Владимира Белостоцкого и Яна Латышева, Анны Нахапетовой и Валерии Энгельс.

1691661785_smotritvstakanjpg.jpg

Всякому человеку свойственно стремиться к наслаждению, которое есть всегда либо половое удовлетворение, либо насыщение, либо приобретение. Но только то, что не лежит на пути к наслаждению, ведет к бессмертию. Все системы, ведущие к бессмертию, в конце концов сводятся к одному правилу: постоянно делай то, чего тебе не хочется, потому что всякому человеку постоянно хочется либо есть, либо удовлетворять свои половые чувства, либо что-то приобретать, либо все, более или менее, зараз.

Интересно, что бессмертие всегда связано со смертью и трактуется разными религиозными системами либо как вечное наслаждение, либо как вечное страдание, либо как вечное отсутствие наслаждения и страдания.

1691661913_chashchazaglavnayajpg.jpg

Фотографии: Театр Романа Виктюка. 

Благодарим за содействие заместителя руководителя отдела рекламы и связей с общественностью Театра Романа Виктюка Юлию Сезер.


Читайте также
25 апреля
15:15
В Театре Вахтангова состоялась премьера «Севильского цирюльника»
23 апреля
11:05
«Вахтанговский Практикум» представил спектакль о театральной публике
21 апреля
18:00
Спектакль «Клуб анонимных книгофобов»: как гопник Евгений стал лидером мнений