Лекция о «Новом Возрождении» прошла в Москве

Лекция о «Новом Возрождении» прошла в Москве

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева 28 апреля провел лекцию «Новое Возрождение, слова и реплики: неоклассика после 1820-х годов» в онлайн-формате.

30 апреля
10:05

Источник: Александра Кугач

Корреспондент «Первого Студенческого» Александра Кугач присутствовала на мероприятии в музее и теперь расскажет, о чем там говорилось.

Лекцию провела искусствовед, специалист по русской архитектуре XIX века Светлана Цыщук. На встрече она дала некий исторический срез о классической архитектуре. Было рассказано об историзме, эклектизме, псевдо- и неостилях. Искусствовед рассказала о неоклассицизме XX века и советской классике, а также затронула неоклассическое направление в постсоветском пространстве и сегодняшней архитектуре.

Лектор начала рассказ с такого архитектурного стиля, как неогрек, возникшего в 1820-х годах. Он основывался на «возвращении» к классическим образцам. Неогрек выступал оппозицией французскому ампиру как более «археологический» вариант, продуманный подход к воспроизведению классики. В отечественной архитектуре ярким примером этого стиля стала Усадьба Шаховских – Красильщиковой (1868; А.С. Каминский). 

Чем отличается псевдостиль от неостиля

Псевдостиль – незаконченный, незавершенный стиль с элементами заимствования, эклектизмом в широком понимании. А неостиль рождается благодаря последовательной стилизации, здесь совмещению и эклектике нет места. 

В московской архитектуре существует два направления неогрека (однако эта хронология касается многих стилей): 1760-е и 1880-90е годы. «Второе направление отличается манерной стилизацией, более свободной структурой, которая склоняется к модерну», – рассказывает Светлана Цыщук. В это время уже появляется внешний декор, проявляется эклектичный подход к выбору деталей, свободная планировка, свободные фасады. Примеры этому можно встретить в произведениях Шехтеля.

Кто изобрел формулу «московского классицизма»

Это был архитектор Лазарев. Он открыл его, вдохновившись «московским ампиром». Именно Лазарев – автор необычного памятника раннего московского неоклассицизма – дома Н.И. Миндовского.

Неоклассицизм активно развивался в 1904-1917 годы. Было заметно возрождение интереса к классической архитектуре, тоска по прошлому, дух декадентства «серебряного века» и стремление к новому интеллектуальному жизнестроительству. 

Ответить на интересующие вас вопросы вы можете, следя за лекциями Государственного музея архитектуры имени Алексея Щусева или прочитав научную литературу на эту тему:

  1. И.А. Фомин. Московский классицизм. Архитектура в Москве во времена Екатерины II и Александра I;
  2. Э. Панофский. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада;
  3. Г.И. Ревзин. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века;
  4. В.З. Паперный. Культура два;
  5. Историографии Бондаренко (можно почитать и про неоклассицизм, и про модерн);
  6. «Имперская помпа – Постсоветские высотные дома»; собрание фотографий Франка Херфорта.
Александра Кугач Александра Кугач
Александра Кугач Александра Кугач
Александра Кугач Александра Кугач

Читайте также
25 апреля
20:00
Топ-5 фактов о пингвинах в их профессиональный праздник
25 апреля
19:00
Подборка мест в Москве для любителей животных: от йоги с щенками до кофе с котами
25 апреля
18:05
24 апреля прошел пресс-показ выставки «Ars Sacra nova. От мифа к символу»