Лекцию о французской «новой волне» 18 мая в культурном центре «Зодчие» провела режиссер и блогер Марита Захарова. В рамках встреч курса «КиноОдиссея» поговорили о развитии кинематографа Франции конца 1950-60-х годов, посмотрели и обсудили фильм Франсуа Трюффо «400 ударов».
Направление в кинематографе под названием как «новая волна», зародилось в конце 1950-х годов во Франции. Годом рождения этого течения считается 1959-й, когда на Каннском фестивале прогремели фильмы Алена Рене «Хиросима, моя любовь» и Франсуа Трюффо «400 ударов».
Кинематографисты, начавшие свою деятельность в середине XX века во Франции, любили Ренуара, Хичкока и Говарда Хоукса, которых считали настоящими художниками. На них режиссеры «новой волны» и ориентировались при создании собственного кино.
К этим кумирам тогда применялся термин «автор». Под ним понимался режиссер, который снимает фильмы по собственным сценариям и полностью отвечает за свой фильм: он пишет сценарий, он же его экранизирует и создает «авторское кино».
Впервые «Теория авторского кино» была сформулирована на страницах журнала Cahiers du cinéma ведущими фигурами новой волны: Трюффо, Годаром, Шабролем, Базеном и др.
Они выделили следующие характеристики этого направления:
В дальнейшем «Теория авторского кино» продолжала развиваться, и теперь «автором» считается режиссер, который работает вне канонов или на стыке жанров.
В кино появился новый тип героя – аутсайдер, игнорирующий социальные нормы и не вписывающийся в рамки общества. Их зачастую играли непрофессиональные актеры не с классической красотой, а с харизмой.
Жизнь главных героев разворачивается на глазах у зрителя, у них фактически нет другой биографии. Среди таких персонажей студенты, молодежь, шансонье или бандиты, но не классические из боевиков, а нестандартные, со своим взглядом и мироощущением.
Фильм «400 ударов» Трюффо – один из ярких представителей направления «новой волны». В нем можно увидеть и основные черты «авторского кино», и новых персонажей, и даже пронзительный взгляд, брошенный на зрителя.