С 2014 года столичными реставраторами ведутся работы по восстановлению исторического облика главной выставки страны ВДНХ, в ходе которых ими сделаны множество важных находок, представляющих большую историко-культурную ценность. Многие из них длительное время считались безвозвратно утраченными.
Заместитель мэра Москвы в столичном правительстве Наталья Сергунина заявила, что возрождение ВДНХ – это масштабная городская программа, по реставрации архитектурных памятников. Столичные власти приступили к ней 7 лет назад, сразу после передачи выставки в ведение города. За эти годы реставраторы сделали больше 20 важных находок и открытий. Во многих павильонах обнаружен первоначальный архитектурный декор, авторская живопись, архивные кинопленки.
Первая находка и была сделана в павильоне № 1 «Центральный», который видно от центрального входа на выставку. Там в зале № 9 за фанерой был обнаружен горельеф скульптора Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», считавшийся утерянным безвозвратно почти 40 лет.
Также в «Центральном» на цокольном этаже было найдено еще одно масштабное произведение искусства, считавшееся ранее утраченным – картина «Второй Всесоюзный съезд колхозников и ударников труда 1935 года» на холсте 6,75 на 11 метров, созданное в 1953 году авторским коллективом под руководством любимого художника Иосифа Сталина, профессора архитектуры Александра Герасимова.
Также в «Центральном» в зале «Машинно-тракторная станция» обнаружили фресковую живопись 1958 года со сценами уборки урожая.
В павильоне № 34 «Космос», до полёта Юрия Гагарина в космос называвшегося «Механизация», в сновании купола были обнаружены 26 гербов, долгое время закрытые полотнами, включая герб СССР, гербы 15-ти союзных республик и 10 отраслевых эмблем.
В павильонах № 8 «Юные натуралисты», № 25 «Нефтяная промышленность», № 31 «Геология» и № 37 «Птицеводство», найдены найден почти 100 цветных и черно-белых кинопленок с редкими кадрами 1950-х – 1980-х годов. В прошлом они использовались местными гидами после завершения экскурсии. В них сюжеты, рассказывающие о работе советских птицеводов, геологов, производстве мягких игрушек и многом другом.
В павильоне № 31 «Геология», ранее носившем название согласно специализации «Лен, конопля и лубяные культуры», были обнаружены около 50 считавшихся утраченными образцов минералов и руд, присланных из республик Советского Союза, составлявшие часть экспозиции в 1960–1980-е годы. Среди образцов уральский боксит, флюориты месторождений Забайкалья, апатитовая руда с Хибин, антимонит из Киргизской ССР, и множество других геологических образцов. Но венцом коллекции является 80-сантиметровая друза горного хрусталя весом около 150 кг.
Там же за штукатуркой и остатками обоев найдена хорошо сохранившаяся живопись в технике фрески 1958 года со сценами из жизни геологов.
Фрагменты живописи были найдены и павильоне № 5 «Физика» (бывший павильон «Латвийская ССР»). Окна главного фасада изначально украшали витражи с городскими пейзажами и сюжетами на сельскохозяйственную тематику, однако до наших дней они не дошли. Зато на стенах центрального зала сохранились изображения листьев клевера, лент и колосьев в технике гризайль (роспись выполнена разными тонами одного цвета), покрытые трафаретным рисунком. Сейчас павильон находится на реставрации. Предполагается, что после завершения работ здесь откроют музей жилищно-коммунального хозяйства.
В павильоне № 6 «Химия», ране бывшим павильоном «Литовская ССР», в ходе разборки кирпичной кладки фасада, обнаружены 2 барельефа 1954 года в очень хорошем состоянии. На одном изображение доярки и свинарки, на другом урожай овощей, фруктов и злаков.
В павильоне № 11 «Металлургия», до этого называвшегося «Казахская ССР», за фальшконструкциями обнаружили барельефы 1954 года на тему земледелия в Казахской ССР, которые создал Народный художник Дагестанской АССР, скульптор Хасбулат Аскар-Сарыджи. Совсем скоро павильон вернёт себе историческое предназначение и в нём откроется выставочный торговый центр Республики Казахстан.
В павильоне № 62 «Охрана природы», бывший ранее павильоном «Строительные материалы», а сейчас ставший Международным центром балета, во время тщательной уборки здания под слоем пыли на потолке центрального холла был обнаружен герб СССР, который после приведения в порядок стал украшением павильона.
Также выяснилось, что ажурная башня ландшафтного парка является творением выдающегося авангардиста, художника и архитектора Лазаря Эль Лисицкого, построенная по его проекту в далёком 1939 году.
В павильоне № 30 «Микробиологическая промышленность», ранее называвшимся «Масличные культуры», на потолке третьего зала под слоем краски реставраторы обнаружили тонкий растительный орнамент.
В павильоне № 8 «Юные натуралисты» в ходе реставрационных работ была обнаружена историческая, созданная в 1950 году вывеска «Юные натуралисты», она была закрыта более поздней вывеской образца 1959 года «Юные натуралисты и техники». Обе были закрыты в 1990-е годы обычной панелью.
В павильоне № 64 «Оптика» за фальшстеной реставраторы обнаружены горельеф «Праздничный Ленинград», работы группы скульпторов Григория Косова, Василия Стамова, Александра Овсянникова и Алексея Тимченко.
В павильоне № 2 «Народное образование», бывшим ранее павильоном Северного Кавказа, под слоями краски и штукатурки реставраторы нашли надписи, 2 из которых представляют собой выдержки из постановления Пленума ЦК КПСС по теме сельского хозяйства. Покрытые позолотой, они украшали стены бокового и центрального залов павильона с 1954 по 1959 год.
Часть находок полностью восстановлены и украсили интерьер павильонов, остальные находятся в процессе реставрации.
Источник: MOS.RU