Арсений Трофим: «Без самовыражения человек просто сходит с ума»

Арсений Трофим: «Без самовыражения человек просто сходит с ума»

«ВМаяковский», «Дау», воскрешение немого кино, обучение музыке и многое другое – в интервью с композитором-новатором
04 апреля
09:05

Источник:

Арсений Трофим – новатор в музыкальной среде. Развивает свои направления: пост-джаз, акустическое техно и потоковая музыка, пишет книгу «Музыка сегодня, музыка завтра», выступает с собственным шоу на радио, возрождает таперское искусство. А еще он написал музыку к одному из самых ярких российских фильмов с начала года – «ВМаяковский», и сыграл в мега-проекте «Дау». Арсений рассказал Первому Студенческому о грандиозных проектах, самой необычной публике и дал советы молодежи.

NA99hbHY8Ns.jpg

– Недавно на российские экраны вышел фильм «ВМаяковский» к которому ты написал музыку. Какие еще масштабные проекты в твоей копилке?

– Одним из грандиозных проектов, в котором я участвовал, был фильм «Дау». Его снимали 7 лет, на протяжении которых герои полностью менялись. Отсняли тонны пленки. Материалов на 700 часов! У меня была роль молодого композитора-новатора. Я должен был ассимилироваться и начать менять музыкальную жизнь. Меня окружали огромные декорации, похожие на ангар для подводной лодки. Ты входишь в систему, переодеваешься и живешь в старом мире. У тебя есть только образ, который носишь все время. Никак по-другому. Это бомба! Продержался я там дня два. Меня ждал Казантип. Концерты, опьяняющий успех события и волны Черного моря.

– Как ты развил свою способность писать музыку для фильмов?

– Способности в киномузыке я развил благодаря своему проекту «Современный Таперский кинозал». Это первый крупный российский проект, который призван воскресить немое кино. Хотя, такие вещи я не присваиваю себе – они лежат на поверхности, просто я занялся ими первым. «Таперский» от слова тапер. Это пианист, который 100 лет назад сопровождал своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. В проекте я озвучиваю классические немые фильмы. Пишу музыку так же, как и к большому кино, но с долей импровизации с партитурами и лейтмотивами.

– Как тебе пришла идея этого проекта?

– Идея пришла, когда я учился в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Мы просматривали множество классических кинолент великих кинорежиссёров, таких как Ханс Рихтер, создатель первого видеоарта в истории, Жорж Мельес, Рене Клер, Жан Кокто, где в большинстве фильмов не было музыки. Тогда я задался вопросом: «Если никто не записал к фильмам музыку, то почему бы мне этим не заняться?» Я начал искать и находить всеми способами диски и пленки классических фильмов, которые почти никто не видел, да и не мог. На первые показы пришло человек 30-40. А спустя какое-то время – бах, и мне дают Дом кино, где я собираю почти всегда полные залы. Зрители были в восторге, говорили, что никогда немое кино не было настолько живым. Каждое движение сопровождалось звуком. Я не сразу взялся за Чаплина, сначала были мультики и короткометражки. Популярность таких концертов быстро набирала обороты. Я начал гастролировать по крупнейшим кинотеатрам России и некоторым уголкам мира, объездил 30 городов.

6_3j4bHJ6QA.jpg

– Что нужно было сделать, чтобы играть музыку под фильмы Чаплина?

– Мы заказали разрешение и пленки у Нью-Йорка, где Чаплин создавал свои фильмы. На сегодняшний день фильмы считаются перешедшими в общественное достояние, по происшествии 75 лет после их создания. Поэтому мы вправе показывать немое кино любых стран даже на Луне. А чуть позже я решил издать первый фортепианный саундтрек к фильму «Цирк». Существуют три симфонические версии, а я записал фортепианную версию и издал ее. Так я оказался первым в мире композитором, который официально издал фильмы Чарли Чаплина с фортепианной музыкой.

2JLP9smFkRA.jpg

– Где публика отличилась больше всего?

– В Индии. Они прыгали как дети. У них свой Болливуд, поэтому старое немое кино для них что-то нереальное. Мы создали первый фестиваль немого кино в Индии, который длился три дня. Ко мне даже подошел министр по туризму и спросил: «How do you do this? Your hands are magic!»

3danZuwku1w.jpg

– Расскажи про свою школу интуитивной музыки «Я музыкален».

– Школу я задумал пять лет назад. Я научился сочинять, не опираясь на традиционную школьную программу. Когда я положил руки на клавиши, они как-то пошли сами. Мне стало любопытно звучание высоких и низких нот. Потом я начал понимать разницу между тесными и широкими сочетаниями – одни звучали хорошо, другие не очень. Посмотрел на расстояние шире – оно звучало пустотно, а поближе – теснее, интимнее. Я понял эти вещи, когда несколько раз подходил знакомиться с инструментом. Стал сочинять мелодии: сначала получались совсем простые, потом они становились более осознанными и красивыми. Так сегодня начинают свое знакомство с миром музыки и ученики моей школы. Шаг за шагом обучаются самовыражаться через фортепиано

– У тебя учился Антон Лаврентьев. Как проходило обучение?

– Я всегда очень рад, когда приходят опытные или известные люди. Это значит, что эти музыканты хотят двигаться дальше. Для меня это самое важное. Антон рассказывал, как его учили играть, били по рукам крышкой фортепиано. Настоящий садизм. Долгое время он искал учителей, но не находил взаимопонимания и так и не мог найти возможности выразить свой внутренний мир. Он говорит, что искал ключ к системе, который нашел в моей школе.

RdgZ0k9VKnE.jpg

– Твои три совета молодежи.

– Первый совет – почитать «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда. В этой книги Зеланд описывает очень просто и доступно все устройство мироздания. Благодаря этой книге все знания об эмоциях, энергиях, устройстве мира раскладываются в голове по полочкам.

Второй – признать, что ты должен быть психологически независимым от людей и отказаться от большинства чужих мнений. Ты должен знать себя и верить себе, взращивая собственный дух.

Третий – ты должен творить. Делать, что угодно: играть на трубе, заниматься правополушарным рисованием, брать уроки по вокалу и т.д. Без самовыражения человек не может идти вперед. Он просто сходит с ума. Берет, берет, берет, но не воплощает. Сознание в такой момент не выдерживает. Вся жизнь рушится. Людям кажется, что все только увеличивается. Вот уже у тебя два дома, третья жена, о тебе пишут в газетах. Вырастает гордыня, эго, теряется собственное Я. Вроде чувствуешь, что движешься, но куда-то в сторону.

Авторское впечатление

В первый раз я услышала его игру на домашнем концерте, куда меня пригласил наш общий знакомый. Сначала я нервничала, потому что попала совершенно в иной мир. Слушатели собрались из совершенно разных профессиональных областей, но улыбчивые и какие-то легкие. Мы пили свежезаваренный пуэр, угощались фруктами и общались, знакомясь с друг другом. Мне стало интересно, что же меня ждет дальше. После третьего звонка все расселись в большой комнате. В углу стояло старое фортепиано с открытой крышкой, так что все нутро инструмента было как на ладони. Удивительно, я никогда не знала, что внутри фортепиано такая стройность и гармония связующих элементов. Сумерки сгустились над городом, и комната освещалась несколькими свечами и гирляндой на фортепиано. Арсений вышел к гостям после выразительного представления его компаньона под бурные аплодисменты. Началось шоу. Он вел себя как настоящий шоумен, разговаривал с публикой, яркими рассказами подводил к каждой композиции. Глаза мои заблестели. Он играл комедийную, лирическую и даже устрашающую музыку, на протяжении которой всплывали четкие образы главных героев. В следующий раз я услышала его в клубе Level2, где он играл уже этническую музыку, но по наполненности она не уступала тому концерту. Так меня и заворожило творчество Арсения.

 L0crZKvzvZk.jpg

Сегодня Арсений Трофим разработал и развивает следующие новые течения в фортепианной музыке:

Потоковая музыка – это музыка, где форма и содержание уходят на второстепенное место, уступая самому процессу: музыкальному потоку и энергетическому процессу. Такая музыка не нотная, а скорее, интонационная, волновая, где невозможно и совершенно не нужно рассказывать одну и ту же историю одинаково, нота в ноту. Например, в Индии так сотни и тысячи лет создают раггу, играют испокон веков шаманы, повергая своих слушателей в трансовое состояние.

Акустическое техно – новейшее направление в инструментальной музыке, которое возможно реализовать в малых бэндах, группах музыкантов. Ее можно реализовать на фортепиано, но более сложным образом, потому что на нем нет ударных. Музыкант в таком направлении создает прямой техноидный импульс, который является стрежнем и основой всего произведения. Создается пульс, а однообразие, монотонность являются осознанным выбором, и все это подключает энергетический потенциал тела.

Пост-джаз – это новейшее течение джазовой музыки, которое при всей своей джазовой гармонии, композиционно-импровизационному мышлению, использует новые формы ритмов аранжировок и других приемов, берущих начало из современной электронной, трансовой и киномузыки.

E-iSRse-ofA.jpg


Читайте также
26 апреля
14:05
Российские космонавты завершили выход в открытый космос
26 апреля
13:55
Журналист Forbes задержан в Хабаровске по ст. 207.3 УК РФ и помещён в СИЗО
26 апреля
12:40
Психолог рекомендовала россиянам занимать место у окна в переполненном автобусе