В прокат вышла экранизация романа Донны Тартт, удостоенного Пулитцеровской премии. К сожалению, она не сыскала такой же высокой похвалы у зрителей и критиков. Но обо всем по порядку.
Несмотря на культовый статус первоисточника, фильм приняли прохладно. На Rotten Tomatoes критики выставили ему 28%, а на КиноПоиске у него всего 6,6. Учитывая, что прокат только начался, не исключено еще большее падение оценок. Мнение критиков и первых зрителей показывает, что экранизация неудачна и далека от книги. Но так ли она плоха на самом деле? Ведь всегда стоит помнить: книга и фильм – два самостоятельных произведения, и не стоит сравнивать их под микроскопом.
Фильм рассказывает о непростой истории Теодора Деккера. В юном возрасте он пережил теракт в музее, в котором погибла его мама. С места трагедии он забирает с собой картину ученика Рембрандта «Щегол» и скрывает это ото всех. Дальше нам показывают жизнь Тео после катастрофы, обращая внимание на судьбу похищенной картины.
Повествование скачет на протяжении почти всего фильма: школьные годы главного героя, постоянное возвращение к теракту, сцены с повзрослевшим Тео. С одной стороны, это путает зрителя, а с другой – как-то скрашивает и оживляет 2,5 часа фильма.
800 страниц «Щегла» сложно уместить даже в этот долгий хронометраж. Поэтому местами получилось скомканно. Складывалось ощущение, что отсутствовали довольно значимые сцены, а некоторые моменты были слишком затянуты.
Каст впечатляет: Николь Кидман («Аквамен», «Золотой компас»), Джеффри Райт («Голодные игры»), Энсел Эльгорт («Виноваты звезды», «Малыш на драйве»), Финн Вулфард («Оно», «Очень странные дела»), Сара Полсон («Американская история ужасов», «Птичий короб») и многие другие. Играют они неплохо: некоторым персонажам даже можно сопереживать.
Остановимся на главном персонаже, Теодоре Деккере. Интересен он тем, что после трагедии перестает быть личностью как таковой. Теракт сломал его, поэтому большую часть жизни он притворяется кем-то. Герой сам понимает это, но продолжает подстраиваться под других людей. Иногда складывается ощущение, что Тео сам уже не знает, кто он на самом деле. Именно поэтому юноша частенько прикасается к алкоголю и наркотикам.
Стоит также отметить его друга со школьных времен Бориса. Получился довольно харизматичный персонаж, ломающий голливудские стереотипы про «плохого, злобного русского». Между друзьями наблюдается химия, за которой интересно наблюдать.
Пара слов про персонажа Николь Кидман. Похоже, она играла саму себя. Либо нам пытались показать, что некоторые богачи немного не от мира сего. Может, проблема в том, что ее героиню не смогли полностью раскрыть. От этого «недораскрытия» пострадала и героиня Сары Полсон, которая все равно умудрилась хорошо справиться со своей ролью.
Как правило, фильмы должны чему-то нас учить, при этом всегда есть доминирующая мысль. В этом же фильме все иначе. Картина – отличный тренажер для подготовки к сочинению ЕГЭ. Вот несколько важных посылов:
Это лишь те посылы, что видны невооруженным глазом, то есть звучат из уст персонажей. Главный из них выделите сами.
Фильм затягивает своей подачей и атмосферой – эдакая безысходность, уныние, тоска. Для дождливой осени эта картина – самое то.
«Щегол» – не особо удачная экранизация одного из бестселлеров XX века. Но если отбросить постоянное сравнение, фильм не так уж и плох. Прежде всего, он заинтересует тех, кто не знаком с книгой.