В Манеже проходит выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». В Москву привезли более 180 работ художника. Импрессионизм, пуантилизм, кубизм, сюрреализм — выставка охватывает практически все творчество Дали. Не запутаться во всех «измах» поможет наш гид.
«Разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший», — говорил Сальвадор Дали. Искаженные формы, сюрреалистические пейзажи и эпатаж — его картины называют фантасмагорией наяву. Знаменитый каталонец начал творить в возрасте трех лет и еще при жизни стал ключевой фигурой искусства ХХ века. Дали был одним из первых, кто создал художественное произведение из самого себя. Но длинные усы и жидкие часы появились в его творчестве не сразу.
Первый зал посвящён ранним экспериментам художника. Пятнадцатилетний Сальвадор Дали был увлечен импрессионизмом, игрой с красками и светом. Главная задача этого направления — передать впечатление от окружающего мира, свои чувства и эмоции. Для Дали импрессионизм становится первым шагом на пути к сюрреализму.
Еще одно увлечение молодого Дали — пуантилизм. По сути это оптическая иллюзия. Изображение на картинах складывается из множества разноцветных точек, не связанных между собой. Интерес к оптическим иллюзиям Дали пронесет через всю жизнь.
Постепенно от экспериментов с цветом художник переходит к экспериментам с формой. Дали с головой уходит в кубизм. Предметы на его картинах распадаются на простые фигуры, низводятся до квадратов и треугольников. Например, так он видит себя:
После исключения из академии художник знакомится с сюрреалистами и их главой Андре Бретоном. С этого момента возникает Дали, которого знают все. Причудливый и иррациональный мир сновидений и бессознательного окончательно вытесняет реальность из его картин. Одной из первых сюрреалистических работ Дали становится «Невидимый человек». Кстати, ее привезли в Россию впервые.
Так в чем же заключается сюрреализм Дали? Давайте разбираться. Во-первых, он придумывает особую технику — параноидально-критический метод. Художник находит общее между двумя абсолютно несвязанными предметами: лошадью и женщиной, лобстером и телефоном. Во-вторых, Дали создает двойные образы. Вместе предметы превращаются в нечто новое – например, фигуру мужчины на картине «Невидимый человек».
Но, конечно, главный прием Дали — запутанность и многозначность. И хоть некоторые символы художника можно расшифровать (например, муравьи олицетворяют смерть и распад, а рог носорога — идеал красоты), понять смысл его картин практически невозможно.
Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия.
К этому направлению Дали приходит после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Это событие стало для него «сейсмическим потрясением». Страх перед новым оружием выразился в последней сюрреалистической картине художника — «Ураново-атомная меланхолическая идиллия».
«От психопатологии к физике и метафизике», — именно так формулирует Дали новый девиз своего творчества. Он изучает ядерную физику и увлекается квантовой теорией Макса Планка. Новые увлечения находят отражение в его творчестве: художник пытается осмыслить деление атома через искусство.
И это далеко не все. Дали стремился быть универсальным художником, подобно мастерам Возрождения. Поэтому на выставке можно увидеть его работы для театра (декорации к балету «Безумный Тристан» и «Ромео и Джульетта»), стереоскопические картины, иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери и даже мультфильм Destino, созданный вместе со студией Disney (он, кстати, получил «Оскар» в 2004 году).
Впрочем, лучше увидеть всё собственными глазами. Сделать это можно до 25 марта.