Хотелось бы написать краткое: «Отличный фильм, сходите на него, очень советую», но рецензия требует разъяснений, поэтому я продолжу. «Треугольник печали» представляет собой удивительное впечатление тяжёлой драматической комедии. Сочетание вызванных эмоций воскресило воспоминание о первом знакомстве с творчеством Дэна Квана. Этот убедительный фарс разносит в пух и прах капиталистический рай, как в прямом, так и в переносном смысле.
За прошедшие десятилетия было сказано много сильных слов о равенстве. Все знают, что сказать, чтобы прослыть прогрессивным и продвинутыми. Однако за делом изменения к лучшему встали. И если задуматься, глубокие изменения действительно практически непосильны. Этикет учит мужчин придерживать перед женщиной дверь, отодвигать стул в ресторане. Это элегантно, красиво, вежливо. Но почему он не учит этому женщин? Неужели они не совладают с дверной ручкой? Выходит, леди и джентльмены равны во всём, кроме права открывать дверь. Конечно, я утрирую, это мелочь, но лишь с целью показать, насколько глубоко укоренилось неравенство в самой культуре, которую мы с трепетом лелеем. Абсурд говорить о равенстве, открывая дверь, оксюморон. Вот из таких нестыковок и состоит «Треугольник печали».
С гомерическим хохотом авторы картины крушат мир богачей и инфлюэнсеров, картонных фигур и мыльных пузырей. С безжалостной злобой они обличают пороки убеждённых капиталистов и в итоге не оставляют надежды на счастливый исход: по мнению создателей проблема не в самой «новой буржуазии», а в обществе, которое вознесло её на вершину. Лента лишена гуманизма, здесь нет ни одного положительного персонажа. Из позитивного и яркого лишь цветовая палитра, создающая контрапункт с содержанием фильма.
Невольно возникают ассоциации с другим фестивальным триумфатором, фильмом «Паразиты», вплоть до попытки поменять классовых врагов местами. В обоих случаях в конечном счёте шла речь не о равенстве, а о выживании, которое в аспекте животной неприязни одних к другим кажется невозможным. В «Треугольнике» выживание показано буквально и в лоб: крушение корабля воспроизводит ситуацию из детской песенки, где «никто на помощь не придёт и дров не раздобудет», и лишь «цветная» поломойка способна добыть еду.
Также при обсуждении фильма из Швеции невозможно не вспомнить о Бергмане, там без него никуда. Для скандинавов постколониализм и социальные трения вообще не являются острыми проблемами, поэтому нет ничего удивительного, что у маэстро на этот счёт ничего не сказано. Проблематика Треугольника глобальная, возможно даже с нотками популизма. Однако общие черты с Бергманом тоже есть: в настроении, атмосфере холодного одиночества и стремлении к техническому совершенству.
Авторы наполнили кино небанальными решениями кадра и монтажа, избавившись от стандартных «восьмёрок» в пользу живой камеры, что добавило реалистичности диалогу между героями. Аудиоряд по большей части состоит из мебелировочного мотива, сначала поддерживающего атмосферу роскоши, а затем — ярко контрастирующего с бедственным положением героев.
Да, в фильме много метафор, порой очевидных, которые при этом не портят впечатление от фильма, а добавляют свой шарм, как зелёный горошек в салате с крабом. Не уверена, что это хорошее сочетание, но почему бы не попробовать?