«Иллюзион» - один из старейших, красивых и действующих кинотеатров филиала Госфильмофонда России. Он находится на Котельнической набережной в знаменитых Сталинских высоток, третьей по высоте. Многие деятели кино, искусства, знаменитые актеры жили в этом здании и активно поддерживали создание кинотеатра. Первоначально кинотеатр назывался «Знамя» и использовался для показов фильмов Госфильмофонда - одного из крупнейших киноархивов в мире. Несколько лет спустя его переименовали в привычное для нас название «Иллюзион».
Первой картиной, показанной на экране кинотеатра «Иллюзион», была кинолента режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»». Многие знаменитости, актеры и режиссеры были гостями кинотеатра.
С того момента и по сегодняшней день популярность кинотеатра не снизилась. Отдельно хочется отметить архитектуру самого здания. После реконструкции была сохранена вся эстетичная атмосфера сталинских времен: высокие потолки, узоры, люстры. Когда заходишь внутрь, то будто попадаешь в какую-то сказку. В фойе так и хочется проводить светские балы и слушать классическую музыку.
Популярная фишка кинотеатра - бесплатные показы архивных кино из коллекции Госфильмофонда. Уже более полувека здесь показывают редкие и уникальные картины, которые даже в советский период видели далеко не все.
Недавно в кинотеатре «Иллюзион» показывали одну из культовых картин Глеба Панфилова «Васса» по пьесе Максима Горького. Главную роль Вассы Железневой - суровой купчихи, держащей на себе всю семью сыграла - Инна Чурикова. Но спустя некоторое время зритель понимает, что за этой маской стоит женственная и ранимая натура. Панфилов сознательно изображает нетрадиционный образ Вассы. Говорящая фамилия Железнёва ей досталась от мужа, но внутри она по-прежнему Васса Храпова. Она представляется как хладнокровная женщина, которая ставит свой успех превыше всего, но при этом именно ее работа кормит всю семью. Она преданна своему делу, но не деньги определяют ее главную цель.
У Вассы есть две дочери, сын и внук. Всем своим трудом она создаёт благоприятные условия своим детям, но в душе испытывает глубокие страдания за свое поколение, являющееся неудачниками. Васса обеспокоена будущим своих детей, даже готова убить своего мужа, чтобы тот не опозорил честь дочерей. «Материнство» Вассы главный мотив всех ее поступков и решений. Она может показаться безразличной, но ее поступки решают будущее детей.
Во время конфликтов можно увидеть точный психологический портрет персонажей, узнать кто и кем является на самом деле. Против Вассы встают в первую очередь мужчины: муж, брат, сын — это еще раз докатывает, что она перестала быть «женщиной».
Первоначально «Васса Железнова» Горького рассматривалась как пьеса, изображающая процесс разложения буржуазии. В итоге был создан фильм, который изображает нравственное падение капиталистического класса. Это история. История, которую нужно было пережить.