Манифесто: именем постмодерна

Манифесто: именем постмодерна

03 апреля
10:55

Источник: Параллельная вселенная, где Курицын и Шварценеггер - лучшие друзья

Итак, дорогой читатель, если ты добрался до этой статьи, значит, ты наверняка прочёл описание журнала и захотел большего! Что ж, я рад представить тебе вселенную, открытую для полёта фантазии, свободную, словно птица в небесах, и не имеющую никаких законов, кроме одного-единственного: всё есть игра!

Этим манифестом тебя приветствует команда журнала "Homo Anarchius" в лице Флексиандра Меркурианского (это я так себя называю, когда не принял таблетки), принцессы Венеры, которая присоединится к нам чуть позже, и всех тех, кто к нам дойдёт. Кстати, возможно, это будешь ты! Но не будем откладывать в долгий ящик или для речи в Федеральном Собрании, и начнём наш Манифесто (слово-то какое пафосное, но красивое до безумия).

Говорят, человек всегда живёт в парадигме, будь то социальная, научная или политическая. Например, мы, будучи западЭнцами (в известном смысле), полагаемся на эмпирическое: эксперимент и наблюдение. А господа и дамы индусы, например, предпочитают смотреть внутрь себя, и это не хуже и не лучше. Или, допустим, есть христиане, а есть сатанисты (ладно, я не знаю, есть ли они на самом деле), и это равноправные взгляды. Более того, одинаково истинные.

Тут, пожалуй, надо пояснить, что такое истина, а то Понтий Пилат не одобрит. Самое красивое определение было дано Альфредом Тарским: истинность - это соответствие высказывания фактам. Короче говоря, объективная штука, не зависящая ни от кого и ни от чего. И в случае с восходом того же солнца, наверное, можно различить истину и ложь, ну а как быть с метафизикой? Вот, допустим, я заявляю, что архетип Анимы существует - кто это проверит и как? Это известно только мне самому, причём средствами, которые никак не назовёшь научными. Или другой пример: выходит на трибуну товарищ Ленин и радостно заявляет, что коммунизм верен, а капитализм нет. Ну и как ты докажешь, Володя? Приплетёшь диалектику? Пожалуйста, приплёл, построил, восхитился, а через семьдесят лет вся конструкция развалилась (и слава богу!)

Подобных ситуаций можно придумать очень много, и ни в одной из них критерий истинности работать не будет. Почему так? Полагаю, потому, что он действует исключительно в парадигме западной науки, причём в очень узкой её сфере - "точных" науках. И пусть он будет, потому что математика с физикой подарили нам немало хороших штуковин и пищи для фантазии. Пусть будет, говорю я, но не претендует на большее.

Итак, от частного к общему. Постмодерн очень любит так называемые дискурсы - этакие концепции (я не помню определений), в рамках которых существуют свои правила, критерии "хорошо-плохо" и так далее. Мы же, люди, обладаем удивительной способностью проникать в дискурсы и находиться в них, принимая законы нового пространства. При этом мы не видим картину сверху или извне, мы не древние греки, наблюдающие за звёздами, а активные участники действа. Мы субъекты внутри игры (мне больше нравится это слово, чем дискурс).

Игр этих бесконечно много, и каждый день возникают новые, как гроздья винограда жарким южным летом. Одни появляются, другие исчезают, некоторые могут быть возрождены позже, если кто-то оставит по ним память в виде книг или воспоминаний. Среди всего этого великолепного разнообразия вы найдёте абсолютно любую область человеческого духа: от искусства до спорта, от политики до гастрономии. Игра заканчивается только там, где начинается необходимость. Например, человек обязан дышать воздухом, иначе умрёт, поэтому дыхание не игра. Но вот если сорвеноваться, кто дольше задержит дыхание под водой, то это уже игра) Все так делали, да?) Ещё мы едим и пьём - такова необходимость организма, но и её можно существенно преобазовать в игру - отсюда шикарные рестораны, десерты, мои любимые хинкали и суши. Кажется, у Хёйзинги сказано, что игра - это всегда излишество, потому что она не нужна для выживания человека как биологического существа. Она вообще НЕ может быть НУЖНА, потому что игра - это хотение, нечто добровольное. Если научник (ведь основная аудитория сайта - студенты)  долбит тебя с дипломом, это не похоже на игру, потому что тут элемент есть принуждения, а вот если ребёнок смешивает краски и удивляется новым цветам, то это уже самая настоящая игра! Да, дети зачастую счастливее взрослых, потому что для них всё игра. Тем более грустно, что мир вовсе не идеален и порой жесток (что, кстати, не есть естественное состояние, которое, по мнению многих, нельзя изменить).

Я написал "счастливы", а значит, приблизился к самому духу игры. Зачем играть, спросите вы? Да просто получать удовольствие, отвечу я. Разве есть что-то более важное, чем счастье? Здоровье, семья и прочее относятся сюда, потому что они, как ни странно, приносят счастье)) Как  там у Толстого? Все счастливые семьи одинаковы, несчастливые же терпят беды по-разному. Так вот, позволю себе не согласиться с мэтром: все счастливые люди счастливы по-своему, а вот несчастные, к сожалению, несчастны одинаково. Существует не так уж много причин быть несчастным: помимо банальной злодейки судьбы тут может быть нереализация талантов да принуждение извне. А что ещё? Может быть, вы подскажете в коментах.

Счастье - это основополагающая единица, которую почему-то не очень ценят. Мол, оно кратковременно или "я сегодня радоваться не буду, а завтра уж повеселюсь". Ерунда, конечно - ну кто станет сознательно откладывать счастье ради несчастья? Покажите мне такого человека! Вот мы и играем в наши игры, наслаждаясь процессом. Именно так, главное - не победа, а участие, или как сказал великий Ники Лауда: "Жизнь дороже чемпионства". Здесь мы немного отходим от процесса одной игры и пытаемся посмотреть на картину более общо. Мы всегда пребываем в огромном количестве дискурсов, и в идеале ни один из них не должен мешать другим. Должно существовать некое равновесие между разными сферами жизни, так чтобы родитель не посвящал детям меньше времени, чем любимому делу, а молодой человек не разрывался между любовью и сыновьим долгом. Когда одна игра начинает расширяться за счёт других, она, к сожалению, утрачивает свою прелесть, приобретает характер мании. Поэтому так важно не жить чем-то одним. Даже если ты лучший математик тысячелетия, хорошо бы на выходных посмотреть "Привидение" и прослезиться) Возвращаясь к истории Ники Лауды, скажу, что он сошёл с дистанции гонки, позволив выиграть своему другу и сопернику Джеймсу Ханту, потому что над трассой шёл страшный ливень. Эта история неплохо отражена в филмье "Гонка", за одним исключением.

Мы играем. Играем, потому что это наше естественное состояние. Играем сами, играем с друзьями, с семьёй, с товарищами, с незнакомцами на улице. Играем здесь и сейчас, а не где-то потом. Бросаем игральные кости на доску судьбы и наслаждаемся не только тем моментом, когда выпали две шестёрки, а азартным напряжением от начала до конца. Мы играем, потому что это приносит нам счастье, играем в тысячи игр, не противоречащих друг другу. Вы скажете, а как быть, например, с религиями? Уж они-то друг с другом не уживутся. Ну как вам сказать, в истории Греции под Османским владычеством были примеры, когда христиане и мусульмане поздравляли друг друга с религиозными праздниками. Мир всегда сложнее конфликтной структуры голливудских фильмов, и слава богу!

Здесь я опять же вернусь к истине. Играя, что называется, играй. Play hard! Ведь если ты не веришь в фортуну, в ангелов-хранителей или самого Господа Бога (в любом обличье), то в чём удовольствие от такой игры? Это лишь жалкое её подобие, тень от полнокровного тела! И если ты веришь в сатану, ты прав, точно так же, как прав атеист или буддист. Все мы правы, потому что это наша вера и наши игры. В конце концов, Челентано, представ перед Творцом, сыграл с ним в карты и, проиграв, пообещал зайти снова через тысячу лет.

На страницах этого журнала вы часто будете видеть самые противоречивые точки зрения. Постмодерн, который я здесь так активно продвигаю, быть может, перемешается с метамодерном, и кто-нибудь скажет, что автор Манифесто не прав в том-то и том-то, а затем издаст свой манифест. И слава богу, если издаст, потому что, в конце концов, выбор стороны - это ваша и наша священная свобода! Засим, приступим к нашей новой игре - выпуску журнала!

Как говорил великий Александр Невский: "You wanna play? Let's play!"


Читайте также
19 ноября
17:15
Солдат Джейн в средневековой Франции, или относительность истины
17 октября
11:50
О культуре бизнеса в России
27 сентября
19:40
Харконенны, черви и спайс: история новой «Дюны» Дени Вильнёва