Харконенны, черви и спайс: история новой «Дюны» Дени Вильнёва

Харконенны, черви и спайс: история новой «Дюны» Дени Вильнёва

Гигантские черви, продажи спайса и какие ещё мерзости практикуют Харконенны - пожалуй, три самых ярких черты мира «Дюны», однако фильм хорош не только из-за них. Поломаем голову над персонажами и сравним с фильмом Линча в нашем сегодняшнем материале.

27 сентября
19:40

Источник:

До своего знакомства с «Дюной» Линча я и понятия не имел, кто такой Фрэнк Герберт и чем он известен. С тех пор я так и не удосужился узнать...

Хорошее начало, но это правда! Я не читал «Дюну», и, хотя, возможно, в будущем у меня такое желание возникнет, сегодня я буду говорить про два фильма, так что простите, господа режиссёры, если буду критиковать вас за простое следование оригиналу.

Фильм мне очень понравился. Знаете, как я это понял? Мне очень захотелось взяться за оружие и пойти крошить нехороших (стилистически будет, наверное, не очень написать «мочить поганых») имперских солдат и Харконеннов вместе с Дунканом и Джошем Бролином (которого я очень люблю). Вильнёв сумел добиться эмпатии и сопереживания героям, и я даже не заметил, как он это, собственно, сделал. Это ли не мастерство?

Если говорить о сюжете, то он достаточно близок к Линчу, а следовательно, и к оригиналу. Война за Арракис, избранный всеми богами сразу герой и очень странное поведение окружающих. О последнем подробнее. Давайте представим, что вы - сын герцога Атрейдеса, человека, правящего целой планетой (а этого не добился даже Советский Союз, не забываем) и содержащего свою частную армию. Однажды ваша мать - женщина надменная и себе на уме - приглашает к вам в дом свою бывшую наставницу, которая пытается вас убить. Типичная ситуация, не правда ли? И знаете что? Главный герой усомнился в происходящем сразу, но не позвал отца, а после странного испытания, больше похожего на пытку, не рассказал ему ничего! При том что герцог - вполне добрый мужик и отец хороший.

Дальше лучше. Теперь вы начальник ночной стражи Арракиса. Вы не держите патрулей, вы не особенно охраняете дворец, вы позволяете первому попавшемуся, в данном случае врачу (!!!), отключить сигнализацию и щит, короче, вы некомпетентны. И да, ваши люди не имеют огнестрельного оружия, а ещё их казармы находятся в паре километров от кораблей, тоже, кстати, неохраняемых.

Ну да ладно с кем не бывает... Хотя постойте, не бывает! И кипит разум возмущённый критика, потому что от глупости военачальников зависит весь исход битвы. На самом деле на экране всё не так плохо, просто потом начинаешь думать: «Погодите-ка, как врач мог столько всего учинить в одиночку?» Но у Линча то же самое, а значит, это не грех фильма и режиссёра. Им просто некуда было деться.

Возвращаясь к матери героя и другим не слишком адекватным персонажам. Отдельные граждане империи вызывают недоумение. Я не уверен, что так, как они, вели себя где-либо, кроме средневековых турниров, но там был свой особый кодекс, правила игры. А здесь вроде как суровая реальность, выживание и невообразимое количество гордыни даже от скитальцев-фрименов!! Настолько, что даже Хавьер Бардем бессилен (а он вообще-то киллера в «Старикам тут не место» играл). И что страшно, главный герой, который поначалу ведёт себя вполне адекватно, в итоге набирается от окружения привычек и начинает обещать мир и процветание Арракису, если станет императором. Ну конечно, станешь, там же за дверью не стоит отряд имперских солдат, посланных тебя убить. Кстати, как они узнали, где ты? Короче, много вот таких забавных моментов)

В целом же (и я прошу это отметить), в отличие от Линча Вильнёв хотел и частично добился человечности в отношениях между персонажами. Герцог может пошутить на пару с верным Гурни (или Гарни), Дункан троллит Пола, а сам Пол узнаёт от отца, что тот вообще-то не рвался к власти, а хотел стать пилотом (и это даже подтверждается в одной сцене). Между героями есть химия, живые отношения, они намного человечнее и «проще», чем у Линча, и только несуразности с предназначением да гибель сразу двух из вышеназванных персонажей обрубает эти столь искусно проложенные ниточки. Жаль(

Я, признаться, люблю отношениями между людьми на экране. Не когда они есть предмет фильма, а когда это происходит в процессе, как деталь, как элемент общей картины, кусочек мозаики. Недавно мне довелось увидеть комментарий под роликом со старым человеком-пауком 2004 года. Это была конкретная сцена, где Питер грустил у себя в комнате, а к нему приходила дочь мистера Дитковича. (тот ещё тип, да?). И всё. Больше ничего. Для сюжета эта сцена неважна, но она важна для зрителя, намного важнее, чем многие другие. Просто потому, что мы, по выражению комментатора, «тусим с героем», проживаем вместе с ним. И девушка тоже вовсе не лишняя. В фильме Вильнёва такие моменты тоже есть, хотя они больше на заднем плане, но их-то и начинаешь ценить уже после просмотра. Они раскрываются со временем. 

В анонсе я обещал сравнить Линча с Вильнёвым. Точнее, их фильмы, но давайте скажу для начала и про самих режиссёров. Вильнёва я очень люблю, он снял любимого мной «Убийцу», а также крутых «Пленниц» и длиннейшего «Бегущего по лезвию». А ещё «Прибытие», кульминационную сцену из которого я впитал, словно молоко матери.

А вот линчевское «Шоссе в никуда» я не выдержал после первого часа. Откровенно говоря, я ничего не понял. И когда эта знаменитая «наркомания» продолжилась в «Дюне», конечно, подумал, что и здесь меня ждёт что-то очень странное. Но нет, режиссёр всё-таки шёл по оригиналу, но решил впихнуть в один фильм всю книгу, из-за чего большая часть событий выглядела скомканной. Кто, куда, зачем, а главное... Ну не будем заканчивать эту фразу)

Вильнёв, как утверждается, хочет снять два фильма. Это намного легче для повествования, и всё равно канадец вынужден в начале вводить обильный закадровый голос, рассказывающий и об Империи, и о Домах, и об Арракисе. По сути это попытка раскрыть целую вселенную за одну только экспозицию. Удаётся неплохо и не надоедает, хотя я и знаю историю по фильму Линча. Кстати, он использовал тот же приём, только говорила там принцесса) Что же касается Вильнёва, то он немного схитрил и всё-таки увёл рассказ о червях в середину фильма, чтобы не загромождать начало. Круто!

Что сказать в завершение? Фильм «Дюна» мне понравился, и, несмотря на чсв героев и постоянные толки об избранности, не прекращающиеся со времён Звёздных войн, я жду вторую часть. Потому что даже высокомерным дамочкам приходится бегать о гигантских червей! И, кстати, чего герцог на ней не женился? Они её весь весь фильм наложницей обзывают, а это как-то унизительно, если у них там не гарем, конечно

А что думаете вы? Пишите в комментариях) или прямо к нам в журнал!

Щербина из сериала как-то сильно изменился Щербина из сериала как-то сильно изменился
Мама, я бандит Мама, я бандит
Ну нафиг))) Ну нафиг)))

Читайте также
19 ноября
17:15
Солдат Джейн в средневековой Франции, или относительность истины
17 октября
11:50
О культуре бизнеса в России
12 августа
13:45
Долг императора