От «такие дела» до «пьюти-фьюти»

От «такие дела» до «пьюти-фьюти»

Тишина и тьма против криков и взрывов. Заметки на полях романа "Бойня номер 5" Курта Воннегута 

10 апреля
15:35

Источник: https://www.pinterest.ru/pin/22377329371299477/

У меня с Куртом Воннегутом всё не так просто, грубо говоря: «всё сложно». Я пытался прочесть две его книги: «Механическое пианино» и «Колыбель для кошки». Первый роман я оставил не достигнув и 50 страницы, так как это тема стала слишком изъезженной, а язык Воннегута меня не увлекает. Второй же… он мне просто показался никаким. Но это не остановило меня, и я взялся за главное произведение Воннегута «Бойня номер 5 или крестовый поход детей».

«Бойня номер 5» - метароман из эпохи пост-модернизма (мы сейчас либо на издыхании этой эпохи, либо перешли в мета-модернизм (возможно, мета-модернизм лишь очередная шутка пост-модернизма)). Собственно, именно эти сложности и заставили дочитать данное произведение. Роман начинается с того, что писатель (наверное, некий Воннегут) приезжает к своему другу/сослуживцу и расспрашивает его о войне. Писатель хотел описать бомбардировку Дрездена (сам Воннегут был её свидетелем), однако в книге - это пропускается. Конечно, можно сказать: «Он просто забыл», но нет. Воннегут многократно акцентирует внимание на том, что хотел написать об этом, но не пишет. Весь тот хаос, ужас, бессмысленные смерти — о них он не может говорить, нет таких слов, способных передать это. По-моему, это сильных ход Воннегута, но не единственный.

Так как это метароман, писатель использует это и вклинивается в повествование. Но интереснее то, как Воннегут обходится со временем. Главный герой Билли Пилигрим скачет из одного периода своей жизни в другой. В одном абзаце он с разведчиками, в другом разговаривает с выдуманном фантастом, а в третьем на корабле пришельцев, обитающих в 4 измерении. Переплетение времени и разрыв хронологии — главное достоинство данного романа, раскрывающее его пост-модернисткое начало.

Однако (конечно, необходимо вставить высокомерное «однако» вместо простого «но», как же без этого) всё не так хорошо, как может показаться. Фантастическая часть романа безбожно устарела. Кто бы не говорил, но фантастика — стареющий жанр литературы. Зоопарк с пришельцами, блюдечки — сейчас это кажется штампом и чем-то наивным. Да и, честно говоря, книга могла бы обойтись и без этого. Удалив фантастическую часть с пришельцами, у Воннегута получился более цельный роман. Но это можно опустить, потому что:

Я такая пост-пост.

Я такая мета-мета.


Читайте также
19 ноября
17:15
Солдат Джейн в средневековой Франции, или относительность истины
17 октября
11:50
О культуре бизнеса в России
27 сентября
19:40
Харконенны, черви и спайс: история новой «Дюны» Дени Вильнёва