Что такое история в понимании большинства людей? Обычно – это работа в архивах, библиотеках без какого-либо сообщения итогов своей деятельности, без их обсуждения с простыми людьми, т.е. в отрыве от общества, в собственной для каждого из историков «башне из слоновой кости». Это во многом определяет некую оторванность академической истории, которая оперирует источниками и научностью, от большинства людей, которые не готовы слушать доклады про «важность пуговиц на костюме С.Ю. Витте в становлении его личности».
Это определяет появление так называемой «псевдоистории» – концепций, которые манипулируют или игнорируют исторические факты, что необходимо для реализации стремлений авторов подобных идей. Протоколы Сионских Мудрецов, Массонский Заговор, передачи с Игорем Прокопенко – всё это примеры проявления псевдоистории. Она искажает саму суть истории как науки: от научности, объективности и принципов (например, принципа причинно-следственных связей, когда одно событие связано с другим логикой и предпосылками, которые исходят из одного события и переходят в другое) она отходит в сторону фантастических рассказов, что снижает ценность знания как такового. Конечно, можно утверждать, что мы живём с вами в эпоху постмодерна, когда говорить про структурность, монолитность знания крайне сложно. Однако более страшным является отход простого человека к этим «рассказам»: они перестаю верить историкам, предпочитая слушать что-то более понятное, хоть и кажущееся бредом на первый взгляд.
Всё вышесказанное приводит историков к необходимости «выйти в народ», создать отдельное направление – публичную историю. Суть этого направления заключается в популяризации исторического знания: документальные фильмы StarMedia, ютуб-канал Redroom, различные исторические паблики в «ВКонтакте» (не всё, но часть точно) – всё это является частью публичной истории. Сделать историю доступной – вот что стоит во главе этой идеи.
Что конкретно стоит за популяризацией истории.
Публичная история направлена на то, чтобы популяризовать историческую науку и продвинуть её в массы: сделать понятной, доступной, дать историкам реализовывать свои навыки на полную. Это необходимо, особенно учитывая всё большее влияние псевдоистории на понимание общества и происходящих в нём процессов: нельзя оставлять без внимания то, как искажается восприятие прошлого и к каким печальным последствиям это может привести.