Как Михаил Врубель влюбился, создал шедевр и осуществил художественную революцию?
Как связаны Богаевский и Рерих?
Что писал Бродский до портретов Сталина?
С чего начинается русский модерн? Словосочетание рождает моментальные ассоциации с неорусским стилем в архитектуре и живописи: дворянские особняки-терема, лубочное оформление газет, прописанные вязью книжные и журнальные заголовки. Русский модерн отражен в идее осознания национальной идентичности.
В Третьяковской галерее до 31 августа 2022 года проходит выставка «Русский модерн. На пути к синтезу искусств». Экспозиция выстроена из ярких, нетривиальных проявлений русского модерна, не встраивающихся в общую парадигму отображения национальной самобытности: большинство полотен создано под влиянием европейских культурных традиций. Итак, с чего же начинается русский модерн?
- С творческого своеволия Михаила Врубеля. В 1896 году меценат Савва Мамонтов заказал живописцу полотно внушительных масштабов для оформления промышленной выставки в Нижнем Новгороде. На работу у Врубеля около двух месяцев, и именно в этот период он знакомится с Надеждой Ивановной Забелой. Воодушевленный чувством и впечатленный театральной постановкой по пьесе Э. Ростана «Принцесса Греза», живописец создает одноименное произведение.
Эдмон Ростан - французский драматург, возродивший в конце XIX века романтические художественные традиции. В основе пьесы «Принцесса Греза» - средневековая легенда о трагической любви умирающего юноши - принца Жофруа Рюделя - и прекрасной графини Триполийской Мелиссанды. Жофруа полюбил Мелиссанду, услыхав о ее неземной красоте и христианской добродетели, и пожелал увидеть ее перед смертью.
Люблю я бесконечные мечты,
Несбыточные грезы и надежды.
Завидовать готов судьбе Икара,
Который к небесам своим любимым
Задумал путь без страха проложить,
И если я, как он, паду, то все ж
И я, как он, любить не перестану
Прекрасную далекую причину
Моей прекрасной и блаженной смерти!
Жофруа преодолел море. Мелиссанда, давно ожидающая его на берегу, взошла на корабль, и юноша умер у нее на руках.
Таков сюжет, воплощенный на полотне Врубеля. Живописец использует нестандартные приемы для воплощения художественного замысла - экспериментирует с фактурой: за счет сдержанных, блеклых тонов создается эффект потертой старинной фрески. Врубель долго размышляет над композицией полотна и выбирает горизонтальный вариант, где изображает Мелиссанду в полете. Это образ неземного существа, грезы, возникающей из волн и облаков. Фигура Жофруа заметна на полотне не сразу среди громоздких деталей на первом плане.
Сегодня «Принцесса Греза» украшает врубелевский зал галереи в Лаврушинском переулке. А в 1896 году этот шедевр мировой живописи был отвергнут сторонниками академической школы: недопустима форма, столь далекая от догматов реалистической живописи. Врубелю не позволили украсить полотном залы промышленной выставки. Однако Савва Мамонтов ходатайствовал о художнике перед императором, и последний позволил воздвигнуть отдельное помещение для произведений Врубеля. Молодые живописцы узрели «Принцессу Грезу» и восприняли творческий порыв Врубеля как новое слово в искусстве.
Так полотно Врубеля невольно стало манифестом русского модерна, а в основу новой культурной волны легли содержание, заимствованное из средневекового европейского эпоса, и синкретичная форма, сближающая предназначение полотна с функцией древней фрески.
На выставке представлены пейзажи Константина Богаевского. В юные годы он чуть не потерял место в Академии Художеств: не мог овладеть техникой изображения человеческой фигуры. За Богаевского вступился именитый пейзажист Архип Куинджи. Куинджи и сам не оканчивал Академии, но из его мастерской вышли выдающиеся живописцы: А. Рылов, А. Борисов, Н. Рерих. Несколько лет Богаевский совершенствует технику пейзажа под руководством Куинджи. Его полотнам присуща «шпалерность»; по цветовой гамме пейзажи напоминают гобелены из старинной гостиной.
Полотно «Берег моря» Богаевский пишет в 1907 году, запечатлевая природу зимнего Крыма. О суровости крымской зимы писал еще Гомер в эпической поэме «Одиссея».
«Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман».
Художественные мотивы «Утра» 1910 г. созвучны мотивам полотен классициста Н. Пуссена, живописца, чей образ создает О. Бальзак в новелле «Неведомый шедевр».
Последнее полотно Богаевского имеет два названия: «Пустыня» или «Сказка». В каменной пустыне затерян одинокий, расплывчатый человеческий силуэт. Это произведение Богаевского перекликается с полотнами Н. Рериха из гималайского цикла.
Исаак Бродский, создатель знаменитого портрета Сталина, начинал путь живописца с модернистских этюдов. Насыщенное яркими красками полотно «Италия» 1911 г. содержит элемент автопортрета: престарелый дервиш в правой части полотна - сам художник, состарившийся на несколько десятков лет. Героини веселого сюжета - жена и сестры живописца. Исаак Бродский работал над полотном на острове Капри и по семь раз переписывал мельчайшие композиционные фрагменты, чтобы отточить технику.
«Принцесса» Николая Ульянова впервые извлечена из музейных архивов! В начале XX века Ульянов служил театральным декоратором и сотрудничал со Станиславским. В одной из постановок по мотивам французской комедии Станиславский решил перенести действие из Средневековья в XVIII век, и Ульянов запечатлел одну из актрис в аутентичном костюме. Натурщица в весьма причудливой позе: кажется, что девушка стоит, а игриво выставленная ножка придает образу загадочности. Очертания бледных рук затеряны в пышных юбках. Актриса блистала на сцене, и спектакль имел оглушительный успех, но театр вскоре разорился.
После социалистической революции Ульянов отправился в Париж на стажировку, но, не пробыв во Франции и трех дней, был спешно выслан на родину. Лишь спустя десятилетия художник понял, что неприятность произошла из-за его звучной фамилии.
Василий Иванович Денисов - художник-символист, вдохновляющийся музыкальными образами. На полотне «Грех» присутствует аллюзия к образной системе «Лебединого озера». Денисов создает журнальные иллюстрации в неорусском стиле. Но самое примечательное его полотно - «Памяти Врубеля» 1910 года, коллажеобразное воспроизведение работ Михаила Врубеля. В центральной части полотна совмещены образы «Демона летящего» и Христа на Голгофе. Этот фрагмент символизирует творчество Врубеля в его всеохватности: от изображения мистических сил до иконописи, воплощения сакрального замысла.
Александр Савинов при создании полотна «На балконе» в 1909 году использовал приемы, присущие современному изобразительному искусству. В углу холста художник собственноручно сделал царапины, создав эффект потертости, старины, сломав 4-ую стену. Цветовая гамма и положение фигур указывают на влияние гогеновского «Тайского периода».
Яркая черта модерна в живописи - флоральные мотивы. Полотно Александра Головина «Болотная заросль» напоминает средневековый гобелен, а отличительная особенность головинской палитры - использование близких оттенков. Но самое популярное полотно Головина - Шаляпин в образе царя Олоферна. Головин прибегает к изображению ассирийских орнаментов, что принуждает ассоциировать полотно с экзотическим восточным ковром.
Русский модерн ознаменован эпохой серебряного века. Выставка завершается портретами самых ярких представителей этого культурно-исторического периода. Знаменитая супружеская чета - акмеисты Николай Гумилев и Анна Ахматова запечатлены рукой Ольги Делла-Вос-Кардовской.
Приковывает взор бюст Андрея Белого (скульптор - А. Голубкина). Гиперболизированно вытянутый профиль будто бы вырывается вперед, подхваченный каменной волной. Переданы не только внешние черты поэта-символиста, но и дух его поэтики.
В родимую ты кинешься волну,
Что берег дней смывает искони…
Волна бежит: хлебни ее, хлебни.
И темный, темный, темный ток окрест
Омоет грудь, вскипая пеной звезд.