В Московском доме Достоевского в ходе цикла лекций-презентаций прошла встреча с авторами книги «Достоевский и Италия».
Так, И. В. Дергачева, Е. А. Литвин, С. М. Махмудова, М. В. Михайлова, М. Г. Талалай, П. В. Шварц и сам (да-да, именно родственник!) А. Д. Достоевский применили кропотливый и трудоёмкий метод изучения творчества великого русского писателя - живое присутствие в архивах, местах, где он был и мог быть. В ходе исследований выяснилось множество любопытной информации, например, как изменилась гостиница, в которой когда-то останавливался Фёдор Михайлович, как она вообще выглядит.
Книга углубляет читателя в «итальянский вопрос», который, несомненно, ярким пятном выделяется в творчестве Достоевского, считающего Европу колыбелью мира.
Италия - символ красоты, религии и искусства. В ней все вдохновляет и побуждает писателя на новые творения. Жизнь европейских людей в целом меняет восприятие мира Достоевского, его подход к быту и рутине.
Фёдор Михайлович был в Италии трижды: с Н. Н. Страховым, А. П.Сусловой, последней супругой Анной Григорьевной, именно в поездке с ней он дописал «Идиота».
В романе концепты, описанные выше, совпадают с представлением Италии Достоевского: красота, христианство и религиозность, совпадение мира Божественного с земным, с городом Неаполем.
Тема эстетики и красоты вводится в творчество Достоевского и благодаря великим произведениям искусства и архитектуры, которые оказали сильное влияние на известнейшего автора. Например, собор Санта-Мария-Дель Фьоре, земной рай, или «Врата Рая» Лоренцо Гиберти, которые писатель планировал приобрести в свой кабинет.
Вопрос влияния Италии будет изучаться ещё много лет, так как он остаётся один из наиболее интересных в творчестве Фёдора Михайловича, но книга «Достоевский и Италия» однозначно на этот вопрос ответила и сделала его более распространённым.
Мы выражаем огромную благодарность авторам!