Получит ли «Собибор» премию «Оскар»

«Собибор» и «Оскар»: Есть ли шансы?

30 октября
11:30

Источник:

К драматургии и режиссуре фильма безусловно законны претензии - в общем и целом картина слабая. Но мы будем рассматривать появление этого фильма в современной отечественной кинематографии как особое, самобытное явление, именно благодаря уникальной актёрской работе Константина Хабенского и созданного им образа главного героя. На фоне обезличенных западных партнёров по площадке Александр Печёрский выглядит ярко и жестко очерченным, правдоподобным и безупречно сыгранным.

После распада СССР военный кинематограф фактически утратил свою актуальность - интерес зрителя к проблематике Второй Мировой и её последствий был утерян, а результаты проката упали до сверхнизких цифр. Небезызвестная картина Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2», показав результат в 7,5 миллиона долларов, с едкостью была засчитана провалом. А ведь это - наиболее успешная коммерческая военная картина в постсоветском периоде.

Пробить планку в 50 миллонов удалось только «Сталинграду» Фёдора Бондарчука, да и то картина превратилась в развекательную игрушку, обеспечив себе таким образом китайский прокатный рынок. Зато у американской киноакадемии и отечественных экспертов фильм заинтересованности не вызвал, не попав даже конкурсный в шорт-лист.

Окрылённые прокатным успехом, мы быстро вернулись с небес на землю - дальнейший прокат расположился между 5 и 7 миллионами, а авторские и яркие картины вроде «Цитадели» или «Трудно быть Богом» и вовсе спустились до одного миллиона.

В такой стабильности, собравший чуть больше пяти милилонов «Собибор» выглядит законным и логичным. Да и общая стилистика, отдающая архаичностью советского военного кино, более чем прилична и выглядит намного лучше, чем те же «А зори здесь тихие...».

А что же с аналогиями в мировом кинопространстве? Всеми любимый и популярный сейчас «Список Шиндлера», с триумфом прокатившийся по миру и взявший 7 золотых статуэток, в России был принят не столько холодно, сколько откровенно недружелюбно - голивудская экранка по всем позициям проигрывала тем, кто «сражался за Родину»! Уж больно напряжённая и правдободнобная была наша военная кинематографическая классика.

Давний стереотип, что Вторая мировая, национальный геноцид и миллионые смерти не волнуют оскаровских академиков, был неожиданно развеян в 2016 году режиссёром Ласло Немешем с его «Сыном Саула» - триумф в Каннах и «Оскар» в номинации  «Лучший фильм на иностранном языке». Казалось бы, это дает повод для оптимизма в адрес «Собибора». Тем более, что история Александра Печерского не нова, и между двумя картинами мужно и нужно проводить очевидную параллель.

Однако Ласло взял за основу успеха эффект живой киноплёнки и изысканную работу оператора, тогда как Хабенский предпочел академическую школу, подлинность и свое актерский гений. Российский зритель к такой подаче военного материала привык, ждёт ли этого вся планета?

В данный момент ответ «скорее нет», чем «да», ведь Голливуд ориентирован на кассовые приёмы и технологии, а Россия во все времена считалась вотчиной драматического кинематографа.


Читайте также
29 марта
16:45
ТОП-5 исторических памятников Москвы
29 марта
15:00
82% женщин считают подарки основным проявлением внимания в отношениях
29 марта
13:35
Суд отказал Сергею Жукову в правах на песни группы «Руки Вверх!»