10 причин смотреть якутское кино

10 причин смотреть сибирское кино

18 октября
11:10

Источник:

Сибирское кино рулит! Голливуд доведет до мирового проката фильм забайкальского производства «321-я Сибирская». Разбираемся, почему фильмы в Сибири снимают много и охотно, увлечённо и страстно.

Новость о голливудском вмешательстве в сибирские кинодела этом рассказал режиссер фильма Солбон Лыгдэнов. Доработкой займется студия Paramount. Речь идет о спецэффектах, цветокоррекции и других технических правках. Фильм посвящен Великой Отечественной войне. В трейлере очень много стрельбы и батальных сцен. Остается только догадываться, чем картина пленила североамериканских кинодеятелей. 

Тем не менее, это еще одно доказательство триумфального шествия сибирского кинематографа по планете. Ранее  на кинофестивале в Чили Arica Nativa победу одержала якутская картина «Бог Дьесегей» режиссера Сергея Потапова.  

Фильмы в Сибири снимают за сущие копейки, зачастую без помощи Минкульта и Фонда кино. Но самое интересное, что люди их смотрят, позволяя скромнейшим бюджетам окупаться в прокате несколько раз, обгоняя (в границах региона) свежие блокбастеры.

Секреты успеха волшебного кинематографа  раскроем на примерах успехов и свершений якутских кинематографистов.

В 2016 году прогремело имя Костас Марсан.  Его детектив «Мой убийца» вошел в список претендентов на премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм». И это первый в истории российский фильм, который номинирован на эту престижную премию.

В 2017 году картина Татьяны Эверстовой «Его Дочь», собрав всевозможные европейские и российские призы, отметилась главным призом Выборгского Кинофестиваля «Окно в Европу». А картина «Костёр на ветру» Дмитрия Давыдова вошла в число 33 лучших фильмов 2017 года по версии российского журнала Esquire.

2018 год запомнился тем, что фильм «Царь-птица» Эдуарда Новикова, впервые оказавшись в конкурсе Московского фестиваля, сразу же получила Гран-при,  хотя бум якутского кино идет уже далеко не первый год.

При среднем бюджете в один миллион рублей якутский фильм собирает минимум три миллиона, добавляя в общую копилку и увеличение значимости: в общем зачёте у якутского кинематографа уже свыше 80 наград различных кинофестивалей.

По версии ведущего критика страны Антона Долина*, любая якутская картина включает в себя 10 обязательных постулатов, что позволяет ей успешно идти своей дорогой:

1. СВОЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД. Язык, традиции, костюм, пейзаж, история - четко понятные, известные каждому, кто живет на этой земле. Они – основа для каждого фильма.

2. ОТСУТСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ. Кино идет снизу. Никаких прописанных установок, спущенных сверху или интуитивно считанных, ни в одной картине нет.

3. СВЯЗЬ СО ЗРИТЕЛЕМ. Единственный заказчик каждого фильма, экспериментального или жанрового, — зритель. Который рад за это платить.

4. НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО. Фильмы не делаются, чтобы украсть или даже заработать. Деньги – средство, а не цель. Если можно обойтись меньшими деньгами, якутский режиссер\продюсер будет этому только рад.

5. НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Якутский кинематограф – совсем молодой. Кино в республике увлечены почти все, а настоящих профессионалов мало. И это не проблема. Любители (будь то актеры, продюсеры или режиссеры) уважаемы и привечаемы не меньше, чем те, у кого есть диплом ВГИКа.

6. ГОТОВНОСТЬ УЧИТЬСЯ. Якуты обожают осваивать в искусстве новые территории, жанры, типы высказывания. Перенимать чужой опыт, даже не имея для этого технических средств, — их любимое дело. А все потому, что они любят смотреть не только собственные фильмы и умеют ценить чужое.

7. НЕИЕРАРХИЧНОСТЬ. Для якутов не существует «низких» и «высоких» жанров или видов кино. Есть фильмы более широкого и более узкого проката - это технический показатель, не более. Количественный и никогда не качественный.

8. НЕФОРМАТНОСТЬ. Старик из деревни может стать главным героем картины, ему не надо быть накачанным, модным, гламурным, красивым. И авторы, и публика готовы увидеть в старике (толстяке, очкарике, в ком угодно) модель для подражания, если в нем есть человеческое достоинство.

9. НЕЗВЕЗДНОСТЬ. Якутское кино горизонтально, никакой четкой системы «главных» или «самых успешных» там нет. Нет звягинцевых, бекмамбетовых, бондарчуков. Все равны.

10. СОЛИДАРНОСТЬ. Якуты болеют за своих. Стоит одной картине собрать большие деньги в прокате, попасть на фестиваль или победить там, как все якуты дружным хором начинают друг друга поздравлять. Победа каждого – общая победа.

Подводя итоги, проводим и аналогию: якутские фильмы по сравнению с российскими — это как корейское кино в сравнении с мировым. Давно забытое и ещё не ушедшее от нас окончательно самобытное кино, которое, представляяь чем-то совершенно новым, будит ностальгию и нежность по кинематографу. Это действительно «кино для всех».

Вести беседу об этом феномене, как о неком замкнутом, строго этнографическом любительстве крайне некорректно. Безусловно, интерес со стороны международных фестивалей объясняется тем, что подобные высказывания не укладываются в общепринятые рамки, каноны или малокартинные жанры.

Но, самое главное, что любое якутское кино - это чрезвычайно талантливый и откровенный разговор со зрителем. И, возможно, это и есть его главный секрет успеха!

*Лицо, признанное иноагентом на территории РФ


Читайте также
29 марта
09:55
Генпрокуратура подала иск на изъятие активов группы «Макфа» на 46 млрд рублей
29 марта
08:50
Польша вновь подняла в небо свою авиацию из-за «активности России»
29 марта
08:20
Пусть французишки гнилые к нам пожалуют назад!: В Крыму напомнили Франции о 28 000 могил их солдат в Севастополе