Жаль, что ты не Goblin: Как Том Йорк испортил «Суспирию»

Впрочем, не он один…

18 января
11:15

Наконец-то на тайных и не очень сайтах появилась новая версия «Суспирии». Лука Гуаданьино снял то ли ремейк, то ли переосмысление классического ужастика Дарио Ардженто. Получилось затянуто, серо и тоскливо. Может, так и планировалось?

Итак, год 1977. Сьюзи (Дакота «50 оттенков серого» Джонсон) бежит из консервативной американской семьи в Западный Берлин за мечтой – поступить в танцевальную школу мадам Маркос. Мечты сбываются, и вот она уже репетирует главную партию в эпохальной постановке Volk.

В школе (она же пансион) творятся странные вещи – танцовщицы исчезают, а наставницы какие-то странные – периодически ржут как ведьмы. Ну да, они и в самом деле ведьмы. Вы знаете это, если смотрели оригинальную «Суспирию» Дарио Ардженто (выпущенную, кстати, в 1977 году). А значит знаете, что героиню затянет в круговорот ведьминской жизни. В версии Гуаданьино именно Сюьзи окажется главной в этом перемалывающем все и вся танце, продолжательницей, наследницей и новым воплощением древней ведьмы - матери Суспириорум.

«Суспирия» - бенефис Тильды Суинтон. Она играет аж три роли: мадам Бланк, наставницу танцовщиц (похожей на Пину Бауш), старичка-психотерапевта Йозефа Клемперера, который пытается разворошить змеиный клубок в танцевальной школе, и мать Маркос – главу ковена, уродливую древнюю грымзу, которую в конце концов свергает Сьюзи-Суспирия.

Фильм наполнен подтекстами, метатекстами и пасхалками – от феминизма (мужчин не в облике Тильды Суинтон здесь не любят) до политики (разделенный Берлин, наследие Второй мировой, Баадер унд Майнхоф, холодная война) и Джессики Харпер из оригинального фильма. Этот груз в итоге оказывается неподъемным: высидеть 2,5-часовую «Суспирию» настолько сложно, что даже на кульминацию, отдающую дань традициям классических кровавых бань, сил не остается.

Фильм снят в серых, тусклых тонах, в отличие от ярких красок Ардженто. Со временем понимаешь, что цветовой гаммой и манерой съемки авторы отдают дань уважения Фассбиндеру, главному немецкому кинотворцу 70-х. Ситуацию мог выправить саундтрек, тем более что в роли кинокомпозитора дебютировал Том Йорк. Но он выдал типичную версию позднего себя – заунывно бренча и подвывая за кадром. Хоть лидер Radiohead и вдохновлялся музыкой из оригинальной «Суспирии» в исполнении группы Goblin, это едва ли можно ощутить.

Фильм Ардженто можно назвать раздражающим за счет яркости и резкости – музыка Goblin периодически режет барабанные перепонки по-живому, а кислотные красно-зеленые цвета подчеркивают атмосферу ночного кошмара. «Суспирия» Гуаданьино на другом полюсе: здесь все настолько «тру ту лайф», что даже московская серая зима кажется чуть менее унылой.

В общем, если вы хотите от новой «Суспирии» продолжения традиций Ардженто и просто чего-то великого, то перематывайте на сцену первого танца Сьюзи и на финальную церемонию-бойню. В отрыве от контекста они смотрятся реально круто. Ну и поставьте какую-нибудь другую музыку.



Читайте также
20 октября
06:30
Задержанный за убийство россиянки в Грузии бросил гранату в полицию
20 октября
06:00
В Израиле обнаружили новый штамм коронавируса
20 октября
02:25
В торговом центре под Воронежем произошел взрыв (видео)