Нет такого человека, который не слышал об этом стиле в архитектуре, известном своей пышностью. Глаза разбегаются от такой роскоши, и не знаешь, на чём остановить взгляд. По традиции, в семи пунктах рассказываем об основах стиля.
Как отличить барокко от других стилей? Его характерными чертами считают усложнённость объёмно-пространственного решения, пышность, контраст цвета, обилие декора, вычурность архитектурных форм. Круглые формы обретают форму эллипса. Происходит замена на сложные ассиметричные построения и пропорции.
Стиль барокко пришёл после эпохи Ренессанса. Зародился в Италии в конце XVI века и получил распространение в Испании, Австрии, Германии и других европейских странах. В каждой из них новый архитектурный стиль проявился под влиянием политических, социальных и культурных условий, из-за чего можно говорить о разных видах барокко со своими особенностями и отличиями: итальянском, французском, испанском, русском и так далее.
Считается одной из первых построек в стиле барокко (1575 г.) Архитектором выступил Джакомо Делла Порт, а построена она была по проекту Джакомо Бароцци да Виньола. При строительстве применялись раскрепованные ордера, т.е. нарушались пропорции в античной ордерной системе: части накладывались друг на друга, растягивались, скручивались и т.д. Ещё одной характерной чертой было обилие архитектурных элементов в центре главного фасада и контраст света и тени.
Улицы были построены по регулярному принципу (прямолинейному, прмямоугольному) и составляли ансамбли. В отличии от Ренессанса, во время барокко архитекторы пытались ярко выделить элементы тем или иным способом. Большое внимание стало уделяться городским площадям. Яркий пример – Пьяцца дель Пополо в Риме. От неё отходят три главные городские дороги. В ансамбль площади входят: египетский обелиск, фонтан, церковь Санта-Мария-ин-Монтесанто и церковь Санта-Мария-де-Мираколи. Архитектор первых двух элементов – Доменико Фонтана, а последних двух – Карло Райнальди, Карло Фонтана и Лоренцо Бернини.
Здания и ландшафт стали отныне единой частью ансамблей: газоны, фонтаны, скульптуры, дорожки – всё это теперь полноправные элементы города или дворца.
Маска в виде человеческого лица или морды животного стала одной из особенностей дизайна фасадов зданий. Маскароны делались из камня либо из гипса. Располагались они над входом в здание, над окнами или арками и носили часто тематический характер. Например, на церквях маскароны изображали ангелов, святых или детей.
Очень часто в ансамбли построек входили скульптуры. Чаще всего это были мифологические или библейские персонажи. Композиции часто передавали какой-либо сюжет.