Вторая половина десятых годов подарила нам что-то совершенно иное в классическом жанре от нового поколения авторов.
Мы не будем говорить о королях мейнстрима вроде Джеймса Вана («Пила», вселенная «Заклятия») или Андреса Мускетти («Оно»), чьи фильмы можно увидеть даже по утюгу. Поговорим о тех, чьи картины только пробиваются к успеху, но уже снискали статус культовых.
Тихий и скромный театральный режиссер, выпускник консерватории Роберт Эггерс взял, да и снял «ботанский» шедевр «Ведьма». «Ботанский», потому что в нем до мельчайших деталей воссоздан быт и фольклор Новой Англии XVII века. Это история про опасность ухода из общества, даже если у тебя очень дружная семья, про превращение в ведьму, про то, существует ли чертовщина. Дьявола тут играет обыкновенный козел, но как же убедительно!
Фильм десять раз окупил скромный бюджет, но дело не в этом. Мир «Ведьмы» остается в душе надолго. Кстати, фильм сделал популярной актрису Аню Тейлор-Джой. Сейчас она играет в кинокомиксе «Новые мутанты» и уже успела засветиться в фильмах М. Найт Шьямалана.
В 2019 году Эггерс снял «Маяк» – черно-белый фильм о двух смотрителях маяка из XIX века и о мистике, которая с ними творится. Главные роли играют звезды: как обычно чудаковатый Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон, похожий на проспиртованного жителя современной русской деревни. В трейлере угадывается атмосфера лавкравтовского ужаса с непременными щупальцами и наличием морских гадов. Ну и раскрывается тема бобов. К чему все это – узнаем. А трейлер хочется пересматривать снова и снова – визуальный ряд завораживает.
Вдвойне прекрасно, что Эггерс работает над переосмыслением классического «Носферату» и делает сериал про Распутина.
Если Эггерс – стилист, каких поискать, то Ари Астера называют надеждой режиссуры. Причем уходящей далеко за пределы жанра. Многослойная «Реинкарнация» о «плохой» семье и одержимости стала лучшим ужастиком 2018 года, а то и пятилетия.
Астер обходится минимумом спецэффектов и скримеров, нагнетает жуткую атмосферу и обескураживает вкраплениями юмора. В итоге фильм чем-то перекликается с «Ребенком Розмари» Романа Полански. Особо отметим игру актеров, в первую очередь Тони Коллетт и юной Милли Шапиро.
Новый фильм Ари Астера – «Солнцестояние», про быт и нравы шведского захолустья.
Теплые, светлые пейзажи, на фоне которых разворачиваются кровавые события сняты так же хитро, как и «Реинкарнация». Особо доставляет саундтрек Бобби Крлика и его проекта The Haxan Cloak.
Квинтэссенция хипстера, перепридумавшего ужасы. Его дебютный малобюджетный фильм «Оно» (It Follows – не путайте с мегаломанской экранизацией Стивена Кинга) стал каноническим. Без спецэффектов, с необычной идеей монстра, передающегося половым путем, и великолепной картинкой.
Митчелл – поклонник нуара и Дэвида Линча. Его следующий фильм «Под Сильвер-Лэйк» никакой не ужастик, но сюрреалистическая атмосфера и авторский стиль в нем видны невооруженным взглядом.
Хоть австралийская режиссерка и стала лаураетом Венецианского кинофестиваля в 2018 году с фильмом «Соловей», ее визитной карточкой остается «Бабадук» – фильм о монстре из шкафа, тенью нависшем над мамой с маленьким сыном. Здесь все по классике, но с модным для второй половины десятых годов минимализмом.
Хоть Дженнифер Кент сложно отнести к поколению хипстеров, ее фильм органично влился в новую волну ужастиков.
Именно фильм этого норвежца Стивен Кинг назвал лучшим ужастиком последнего времени. Речь идет о камерной истории «Демон внутри» – так российские прокатчики перевели название The Autopsy of Jane Doe («Вскрытие Джейн Доу»). Джейн Доу – это практически Джон Сноу или Алан Смити. Так называют неопознанные тела женщин в США. Вскрытие такой дамы в захолустном морге проводят двое патологоанатомов. Они приходят к ужасающим открытиям, связанным, конечно же, с ведьмовством. А этот пальчик с колокольчиком в финале – просто прелесть.
Неудивительно, что Овердал стал режиссером нового проекта Гильермо дель Торо «Страшные истории для рассказа в темноте». Это шаг в сторону попсы, но и в сторону больших проектов.
Список можно продолжать. В него обязательно войдут Джордан Пил, ставший законодателем моды и лауреатом «Оскара» с нестрашной сатирой «Прочь!», Джон Красински и его бесшумный хоррор «Тихое место», Панос Косматос и его психоделический взгляд на мир реднеков в «Мэнди». Можно было бы отметить Луку Гуаданьино, но его ремейк «Суспирии» тосклив и бесконечно далек до буйства красок Дарио Ардженто.
Что касается российских режиссеров, то в их «ужасных» творениях нам еще предстоит разобраться. Из недавнего и необычного выделяется короткометражка «Пустите детей» Александра Домогарова-младшего, но она получилась какой-то американизированной – наверное потому что это экранизация рассказа все того же Стивена Кинга.