Чак Клоуз: Фотореализм и борьба с поиском легких путей

Чак Клоуз: Фотореализм и борьба с поиском легких путей

19 августа в одной из больниц Ошенсайда в штате Нью-Йорк скончался известный художник, создавший ряд крупных портретов в направлении «фотореализм». Чак Клоуз – человек, считавший легкость врагом художника, вдохновение – отговоркой ленивых, а искусство – синтезом различных техник и проверкой мастерства творцов.

21 августа
16:10

Источник: Источник: https://salon.ru/news/chak-klouz-v-moskve-37147

«Пиши такую картину, любая часть которой одинаково важна», - завещал художник. Жизненный и, конечно, творческий путь Чака Клоуза был тернист: в школе он не имел особого успеха в кругу ровесников и к тому же страдал дислексией, сделавшей учебу невыносимой. Проблемы с учебой, череда трагических событий (смерть отца и болезнь матери), а также собственные усугубляющиеся проблемы со здоровьем привели Чака Клоуза в мир, отрывающий от гнетущей действительности и раскрывающий его внутреннее «Я», в мир искусства.

Упорство Клоуза помогло юноше окончить Вашингтонский и Йельский университеты и сделать свой окончательный выбор в сторону живописи. Еще в четырнадцатилетнем возрасте будущего художника поразили работы идеолога абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока. В 60-е годы в Йеле Клоуз с энтузиазмом начал поиск собственного пути и нашел его в недавно зародившемся фотореализме. В середине XX века мир искусства был полон свободы и яркой абстракции: творческая революция грохотала не одно десятилетие. На поле битвы стояли два неразрешимых спора: что важнее – форма или содержание? Кто займет главенствующую роль – живопись или фотография? Если абстрактный экспрессионизм буквально выбрасывал форму, оставляя лишь цвет и содержание, фотореализм вновь обратил внимание на технику. На нападки критиков он отвечал так: кропотливая работа и необходимое мастерство автора избавляла работу от превращения в бездушный слепок реальной действительности. Спор фотографии и живописи в данном направлении разрешился перемирием: фотореализм не только использовал инструменты ретуши, но и стремился к абсолютному сходству картины с фотографией.

Чак Клоуз определял процесс своего творчества как «вязание» и в качестве инструмента для создания картин использовал широкоформатные полароидные снимки моделей. Начиная с небольших чёрно-белых портретов друзей и родных, со временем он пришёл к крупным фотореалистическим изображениям.

В чём же уникальность работ Клоуза? Чем могут удивить полотна, как будто делающие шаг назад в идейной борьбе от слепого переноса действительности на холст к глубине и чувственному спектру, к освобождению бессознательного? Можно сказать, что живопись Клоуза – двойной диалог между ним и его собственным сознанием и между ним и зрителем. Известно, что Чак Клоуз страдал прозопагнозией, когнитивным расстройством, нарушающим способность распознавания лиц. Прозопагнозия может превратить жизнь людей в настоящий кошмар: человеку трудно узнать даже собственное лицо, а лица знакомых кажутся поразительно похожими. Именно поэтому портреты Клоуза стали возможностью научиться воспринимать окружающий мир и других людей. Работы Клоуза напоминают интересную оптическую иллюзию, создающую объёмное изображение, или фотографию, увеличенную до вполне различимых пикселей. На самом же деле это результат долгой, практически ювелирной работы: Чак Клоуз расчерчивал Полароиды на квадратную сетку и заполнял её окружностями разных оттенков. В этом смысле техника Клоуза восходила к произведениям пуантилистов.

«Я обнаружил, что около 150 точек - это минимальное количество, чтобы сделать конкретного узнаваемого человека. Вы можете сделать что-то, похожее на голову, с меньшим количеством точек, но вы не сможете дать много информации о том, кто это».

Особую известность получили портреты знаменитостей. Билл Клинтон, Скарлетт Йохансон, Джордж Клуни, Кейт Мосс, Брэд Питт – лишь малая часть именитых людей, запечатленных на холстах Клоуза. Художник не останавливался на акриловых красках, которые он избрал в начале своего пути. В арсенал его средств вошли жаккардовые гобелены, гравюры по дереву, дагерротип, акватинта и меццо-тинто.

Несмотря на вполне успешную карьеру (в 1969 году работы Клоузы были показаны на биеннале в Нью-Йоркском музее Американского искусства Уитни, а в 1970 картины были впервые представлены на персональной выставке художника), его трудности не закончились. Разрыв позвоночной артерии в 1988 году практически полностью парализовал Чака Клоуза. Но Клоуз не сдавался: ради дела всей жизни он, превозмогая ограничения, прошел физическую терапию и продолжил усердно работать. Искусство было главным стимулом жить дальше и, возможно, как и для Фриды Кало оно в какой-то мере облегчало все страдания болезни.

Как деятелю искусства Чаку Клоузу действительно можно позавидовать – его работы были по достоинству оценены при жизни. В 2000 году ему присудили Национальную медаль США в области искусств, а в 2008 персональная выставка Клоуза прошла в Государственном Эрмитаже в присутствии самого автора.

Источник: www.wikiart.org Источник: www.wikiart.org
Источник: www.wikiart.org Источник: www.wikiart.org
Источник: www.wikiart.org Источник: www.wikiart.org

Читайте также
25 апреля
17:10
В России выросло число работающих пожилых людей
25 апреля
16:30
Apple разработает процессор для ИИ к 2025 году
25 апреля
14:30
«Газпром-Медиа Холдинг» и московское подразделение «Юнармии» заключили соглашение о сотрудничестве